Мой сайт

Суббота, 20.10.2018, 14:45

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Айкидо

Об айкидо и его преподавании
В моем понимании, методика БИ (как и любой его аспект) должна соответствовать принципам и целям этого БИ (должна быть направлена на реализацию этих принципов и целей). Поэтому не имеет смысла говорить о методике айкидо, предварительно не определившись с его принципами и целями.
Айкидо создал М.Уэсиба соответствии с принципами и закономерностями Вселенной (как их трактует восточная философия. Других законов он, скорее всего, и не знал.
Какие же это законы?
В основе восточной философии лежит концепция Ки. Ки - протоматерия (предшественница материи) из которой впоследствии образовалась материя и все сущее. В понимании Ки в широком смысле Ки - это все сущее, в узком (прменяемом в восточной медицине и айкидо) - часть всеобщей КИ, циркулирующая в человеке и всех живых существах (жизненная сила, ци, прана и т.п.) обуславливающая возникновение и поддержание жизни (состояния всего живого).
Ки (утрированно) содержит составляющие, изначально обладающие присущими только им качествами, символизируемыми Пятью Первоэлементами, взаимодействующие между собой по законам Пяти Первоэлементов. Эти составляющие, в свою очередь, состоят из Инь и Ян составляющих, взаимодействующих между собой по закону Инь-Ян. Бесконечное множество комбинаций составляющих Ки определяет бесконечное разнообразие всего сущего.
Основным законом Ки (Природы, Вселенной) является закон Гармонии (Ай-Ки) . Суть его состоит в том, что гармония (динамический баланс, равенство составляющих Ки) является оптимальным состоянием Ки и Ки, в конечном счете, всегда к нему стремиться.
Доказательством тому хотя бы тот факт, что Ки не осталась в виде смеси элементарных частиц, а преобразовалась в материю, из которой образовались звезды, планеты, галактики, которые заняли определенное положение в пространстве и двигаются по фиксированным орбитам. А также тот факт, что жизнь возникла и развивается на Земле (где существует относительная гармония Ки) а не на Венере или Марсе, где уровень дисгармонии Ки гораздо выше. Человек также находится в оптимальном состоянии (состоянии душевного покоя, равновесия), когда составляющие его Ки находятся в гармонии. Когда гармония Ки человека существенно нарушается (дисгармония выходит за некие пределы), он чувствует недомогание, заболевает, причем болезнь соответствует виду дисбаланса. При сильном дисбалансе человек умирает. Соотношение составляющих Ки человека (его энергетическая конституция) определяют его состояние как на физическом, так и на эмоциональном и психическом уровнях.
Ки человека постоянно изменяется в результате взаимодействия с Ки (энергетическими конституциями) как внешних (расположение планет, Луны, сезон, место проживания, другие люди, питание, экология и т.п.), так и внутренних факторов (наследственность, воспитание, профессия, образ жизни, эмоции, намерения и т.п.) Ее можно изменять и целенаправленно. В восточной медицине это производится с помощью игл, прижиганий, магнитов, трав и т.п. с целью восстановить баланс (гармонизировать) Ки человека. Длительное занятие определенным видом деятельности (например, БИ) также формирует определенную энергетическую конституцию, определяющую качества человека, адекватные виду этой деятельности.
Понимая глобальное значение закона гармонии, М.Уэсиба пришел к выводу, что человек "разумный" (и человечество) не следует этому закону: бесконечно воюет, создает оружие массового уничтожения и, в конечном счете, может сам себя уничтожить. М.Уэсиба решил возвратить человека и человечество на путь гармонии и для этого создал философию Айкидо и инструмент ее реализации - БИ айкидо. Поэтому он заложил принцип гармонии в название своей философии и БИ - Ай-Ки-До - Путь гармонизации Ки. В соответствии с этим принципом айкидока (человек, который понимает, принимает и следует принципам и целям айкидо) всегда должен действовать в направлении повышения гармонии (уменьшения дисгармонии), в первую очередь, своей. В айкидо гармонизация Ки айкидоки происходит в результате изучения техник, разработанных М.Уэсибой. Чем больше будет в мире гармоничных людей, тем меньше будет вероятность самоуничтожения человечества.
Любое причинение вреда (физического, морального) человеку нарушает его гармонию.
М.Уэсиба писал

Цитата
Бить, разрушать, причинять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Причинить вред противнику - значит причинить вред себе.

...айкидо служит спасению жизни человека, в том смысле, что оно позволяет избежать увечья. Уважение к жизни человека — ключ к пониманию айкидо...
Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности.

Но непричинение вреда человеку, уважение к его жизни - это гуманизм, т.е., из принципа гармонии вытекает принцип гуманизма.
Гармония человека нарушается не только причинением вреда, но и значительными физическими нагрузками, следовательно, в соответствии принципом гармонии айкидока должен избегать значительных физических нагрузок, использовать свои силы разумно, т.е., следовать принципу рационализма (от лат. rationalis - разумный).
Применительно к БИ М.Уэсиба конкретизировал принцип гуманизма. Он писал

Цитата
Сдеpживать агpессию без пpичинения вpеда - это и есть Искусство Миpа.
В этих словах заключена цель БИ айкидо - "сдерживать агрессию без причинения вреда", а также принцип непричинения вреда, вытекающий из принципа гуманизма.В соответствии с принципом непричинения вреда техники айкидо, в отличие от техник других БИ, не предназначены для причинения вреда противнику, а предназначены лишь для сдерживания его агрессии (без причинения вреда).
Но когда БИ может принести человеку вред? Очевидно, когда противника атакуют или активно противодействуют его атаке (контратакуют). Поэтому М.Уэсиба говорил (в интервью)

Цитата
В Айкидо абсолютно нет атак. Если вы атакуете, значит вы уже потеряли дух Айкидо.
Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами мы не противостоим атакующему.
т.е. из принципа непричинения вреда вытекают принцип отсутствия атаки и принцип несопротивления.
Исходя из принципа рационализма энергозатраты айкидоки должны быть минимальными. Но как это сочетается с БИ? М.Уэсиба писал

Цитата
В Айкидо мы полностью используем силу противника. Чем большую силу прикладывает противник, тем легче нам.
т.е., айкидока должен соблюдать принцип максимального использования силы противника.
Очевидно, что чем меньшую силу прикладывает противник, тем нам тяжелее. А если противник не прикладвает силу (не придает ускорения своему центру тяжести), то нам максимально тяжело и что-то сделать с противником можно только применением значительной силы, атэми или болевым, что противоречит принципам айкидо. Отсюда вывод: айкидока должен работать с силой противника и не должен давать себя захватить. Но как этого достичь?
Для этого айкидока должен уметь удерживать ма-ай (гармоничную дистанцию) - минимальную дистанцию, на которой противник не может его достать, не применив силу (не придав ускорение своему центру тяжести). Умение поддерживать ма-ай позволит айкидоке не реагировать на движения рук и ног противника, а реагировать только на движение его корпуса (центра тяжести), который движется намного медленнее. Причем, "ма-ай" должна рассматриваться не только в физическом, но и в эмоциональном и психическом аспектах - как минимальная дистанция, на которой айкидока не опасается противника, так как уверен (исходя из своего уровня подготовки), что может адекватно отреагировать на любую его атаку.
Известно, что если человека вывести из равновесия, то сигналы из органов вестибулярного аппарата поступают в мозг (благо он находится рядом), и он, в свою очередь, рефлекторно выдает команды на восстановление равновесия. При этом другие потребности организма в значительной степени игнорируются. Человеком, выведенным из равновесия, можно управлять с применением минимальной силы. Поэтому (исходя из принципа рационализма) целью использования силы противника и применения айкидокой собственных сил должно быть выведение противника из равновесия и препятствование его восстановлению. Следовательно, принцип выведения из равновесия (кудзуси)также является принципом айкидо.
Мне могут возразить, что сила противника и кудзуси используются во могих других БИ. Действительно, используются. Но только в айкидо они возведены в ранг принципов, т.е., если они не применяются, то это уже не айкидо.
Вот такие, в моем понимании, уникальные (т.е., не присущие ни одному другому БИ) основные принципы айкидо М.Уэсибы.
Как айкидока может сдержать агрессию без причинения вреда? С точки зрения восточной философии (и медицины) агрессия есть проявление дисгармонии человека (избытка Ян в его Ки). Если устранить этот избыток (гармонизировать человека), то агрессия исчезнет и конфликт прекратится. Гармонизировать свое окружение (в т.ч и противников) - "служебная" обязанность айкидоки. В соответствии с законом Инь-Ян избыток Ян у человека можно компенсировать Инь воздействием. Это воздействие может быть поведенческим (демонстрацией противнику своего спокойствия, уверенности, готовности к поединку), вербальным (словами, снижающими уровень агрессии) и техническим (применением техник айкидо).
В соответствии с принципом непричинения вреда айкидока не может применять техники с целью причинить вред противнику, техники айкидо должны имеют целью его гармонизацию. Но каким образом?
Из определения Инь и Ян следует, что человек,находящийся в движении, имеет больше Ян (меньше Инь), чем человек неподвижный. Человек стоящий имеет больше Ян (меньше Инь), чем человек лежащий. Человек, лежащий на спине, имеет больше Ян (меньше Инь), чем человек, лежащий на животе. Исходя из этого, максимально иньским (оказывающим максимальное Инь-воздействие) положением человека является положение лежа неподвижно животом на земле. Именно в это положение приводит айкидока противника применением техник айкидо и применяет удержание (1-5 контроль). В соответствии с принципом непричинения вреда противник должен ощущать боль только при попытке освободиться от удержания. Такой способ эффективно снижает агрессию, почему и используется не только в айкидо.
Если обстановка не позволяет айкидоке проводить удержание, он может использовать бросковые техники. При падении человека его центр тяжести понижается,т.е., на человека производится Инь-воздействие. Кроме того, падение и подъем являются действиями энергозатратными, в результате общий уровень Ки (как и уровень Ян и агрессии) противника понижается. Естественно, что броски должны производиться в соответствии с принципом непричинения вреда (надо смотреть, куда бросать и с какой силой).
Т.е.,гармонизация противника на физическом уровне заключается не в причинении ему вреда, а в переведении его в более иньское физическое состояние (понижение его центра тяжести и ограничение подвижности), в идеале - в удержании его неподвижно лежа животом на земле (максимально иньское состояние) без причинения вреда в течение времени, пропорционального уровню агрессии.
Поскольку у айкидоки нет цели причинить противнику вред, то у него и нет необходимости атаковать противника сопротивляться, провоцировать его атаку и вообще как либо (физически) взаимодействовать с ним, следовательно, айкидока всегда применяет техники вынужденно (когда их не применять уже невозможно). К тому же, атака есть проявление агрессии, является весьма травматичной и энергозатратной, что противоречит принципам гармонии, гуманизма и рационализма.
Как же эти принципы реализуются в методике айкидо?
Исходя из принципа гармонии, айкидо (и его методика) должны быть гармоничными, т.е., в нем, наряду с Ян (техниками, практикой) должно присутствовать соизмеримое количество Инь (теории). Это и так понятно: чтобы принципам следовать, надо, как минимум, их знать.
Пытаясь устранить эту дисгармонию, М.Уэсиба, помимо трениеровок, читал своим ученикам лекции по философии айкидо. В современном айкидо лекции не читают, соответственно, восточной философии, философии айкидо и ее принципов не знают, следовательно, оно является негармоничным. Результатом этой дисгармонии стало забвение принципов и изменение целей: от гармоничной - "Формирование гармоничной личности, способной сдерживать агрессию без причинения вреда" к чисто технической - получение очередных кю и данов". Поскольку БИ эффективно лишь в отношении своих целей, то и современное айкидо эффективно лишь в отношении этой цели. Ожидать от него эффективности в отношении других целей не приходится.
Чтобы восстановить гармонию современного айкидо, часть тренировки следует посвящать разъяснению основ восточной философии, философии айкидо М.Уэсибы, психологического айкидо, конфликтологии, восточной медицины и др., и сами тренировки проводить в соответствии с принципами и целями айкидо М.Уэсибы.
М.Уэсиба писал

Цитата
Побеждай вpагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не постpадает.
Видя меня перед собой,
Враг нападает,
Но к этому времени
Я уже стою
В безопасности за его спиной.
т.е., первое, чему следует обучить айкидоку, это перемещениям и поддержанию ма-ай. Не помешает также обучить (для подстраховки) уклонениям от атак (ударов) и освобождению от захватов. Владение такими навыками позволит айкидоке избегать атак противников, владеющих любыми БИ, вынудит противников применять силу (для перемещения центра тяжести при сокращении дистанции), которую айкидока (при необходимости) может использовать при применении техник айкидо (с минимальными энергозатратами). Умение соблюдать ма-ай позволит также сключить возможность ошибки (применения техник айкидо к человеку, не имевшему агрессивных намерений), так как при соблюдении ма-ай агрессивные действия противника проявляются весьма определенно.
Умение айкидоки перемещаться, поддерживать ма-ай и уклоняться от атак дает ему хорошие шансы разрешить конфликт в соответствии с принципами айкидо (без причинения вреда и с минимальными энергозатратами). Без этих умений даже айкидока, хорошо владеющий техниками айкидо (но не применяющий техник других БИ) в поединке с противником, владеющим атакующими ударными или борцовскими техниками, на мой взгляд, обречен на поражение (чему множество примеров).
На это мне возражают, что, якобы, постоянно уклоняться невозможно. Да, сейчас невозможно. Но не потому, что невозможно вообще, а потому, что целенаправленно этому никто не учит. Если обучение этим навыкам поставить во главу угла обучения айкидо, то это, на мой взгляд, станет вполне возможным.
М.Уэсиба вспоминал (в интервью)

Цитата
Это произошло когда я только начал преподавать Айкидо в военной полиции. Однажды вечером, когда я проходил по тренировочной площадке я почувствовал что-то странное. Неожиданно со всех сторон из-за деревьев появились солдаты и окружили меня. Они начали наносить по мне удары с помощью деревянных винтовок и мечей. Так как подобные действия не были мне в новинку, я не растерялся. Во время удара я менял свое положение и легко подталкивал нападающего,от чего он падал. Вскоре они всевыдохлись.
Мир всегда полон сюрпризов. Однажды я встретил одного из нападавших. Тогда я был советником выпускников академий военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время очередной встречи один из присутствующих узнал меня и подошел ко мне усмехаясь. После
небольшой беседы я узнал, что он был одним из тех, кто атаковал меня в тот день много лет назад. Почесывая голову он поведал мне следующее: "Я очень сожалею о том, что случилось. В тот день мы обсуждали действительно ли новый преподаватель Айкидо очень силен. Мы, группа разгоряченных военных полицейских, обсуждавшая этот вопрос, решили проверить нового учителя на практике. 30 человек были тогда посрамлены. Мы были очень удивлены тому, что 30 самоуверенных мужчин не могли ничего с вами сделать.
Если М.Уэсиба противостоял 30 вооруженными противниками, то современный айкидока хотя бы трем невооруженным должен противостоять?
Следующим этапом (который может быть объединен с первым) обученния должна быть отработка укеми (страховок). Это очень ответственный этап. Инструктор должен внимательно кониролировать правильность выполнения страховок и своевременно исправлять ошибки, так как неправильная страховка впоследствии может стать причиной травм. Инструктор не должен допускать ученика к следующему этапу - изучению техник, не убедившись в достаточном уровне его страховок.
Ученик М.Уэсибы Генри Коно вспоминал

Цитата
Если О-Сэнсэй слышал, что кто-то пострадал на тренировке, то минут по сорок читал своим ученикам лекции. Он говорил, что никто не должен получать травмы.
т.е., основной задачей методики является недопущение травм в процессе тренировок.
М.Уэсиба считал

Цитата
Каждая техника боевого искусства должна соответствовать истине Вселенной.
М.Саотомэ изложил эту мысль более конкретно

Цитата
Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к айкидо. Если они отсутствуют, айкидо отсутствует тоже.
т.е., любая техника, соответствующая принципам и целям айкидо, является техникой айкидо. И в то же время техники, традиционно считающиеся техниками айкидо, но выполняемые не в соответствии с принципами и целями айкидо, не будут являться техниками айкидо. Поэтому изучение техник айкидо должно производиться при постоянном контроле (как самим айкидокой, так и инструктором) соответствия их исполнения принципам и целям айкидо.
При изучении техник айкидо следует руководствоваться рекомендациями М.Уэсибы и его учеников

Цитата
У вас должен быть сёсин, ум начинающего, ум, представляющий собой чистый лист бумаги, на котором можно увидеть движущиеся образы секретов айкидо. Вы должны добиться пустоты. В уме, который заполнен мнениями и предвзятыми суждениями, нет места для истин Вселенной. Если чаша всегда наполнена, вода в ней застаивается и становится затхлой. Чтобы заполнить чашу свежей водой, ее нужно сначала опорожнить.

Никто не должен использовать силу на занятиях неестественно или без основания. Нужно тренироваться в соответствии с особенностями тела, физическим состоянием и возрастом.

Тренироваться нужно всегда с удовольствием, весело.

Душевное состояние занимающегося Айкидо должно быть умиротворенным и абсолютно лишено мыслей о насилии.

Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бедра прямыми и
центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический
центр - это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в
любом предприятии.

Руки, ноги и бедра должны действовать как единое целое; чтобы защищать свой
разум и тело, необходимо, прежде всего, научиться вести противника руками,
руководить им. Вы должны досконально освоить технику ведения противника в нужном
вам направлении. Если противник хочет сделать рывок, вы должны уметь предвидеть
и направлять его рывок.

Когда тебя атакуют,объединяй веpхнюю, сpеднюю и нижнюю части своего тела.

Пpавильная поза тела отpажает пpавильное состояние ума.

Инстpуктоpы могут дать только частицу учения. Только пpи упоpной личной пpактике ты постигнешь тайны Искусства Миpа.

Не следует ограничиваться тем, чему учат в dojo. Человек должен постоянно пробовать, экспериментировать и развивать то, чему его научили.
М.Уэсиба

Физическая техника существует как дисциплина Айкидо. Если отбросить дух и делать только физические техники, то, сколько бы вы их ни практиковали, это не приведет ни к пониманию сердца Айкидо, ни к истинной технике. Простая практика техники не приведет никуда.
Митио Хикицути

О-Сэнсэй всегда был устойчив. Независимо от того, двигался он, работал на коленях или просто сидел, он не обнаруживал ни малейшего дисбаланса, ни единого уязвимого или открытого для атаки места. О-Сэнсэй всегда находился в состоянии присутствия и готовности.
Кадзуаки Танахаси

В айкидо особый акцент делается не на выполнении техники, а на том, чтобы убедиться, что ваше положение безопасно.
Масатакэ Фудзита

Но будут ли техники, соответствующие принципам и целям айкидо, эффективными?
Смотря что понимать под эффективностью. Целью любого БИ является разрешение конфликта. Другие БИ разрешают конфликт путем причинения противнику существенного вреда и понимают под эффективностью быстрейшее и надежное уничтожение (выведение из строя) противника. Айкидо разрешает конфликт путем сдерживания агрессии без причинения вреда и понимает под эффективностью разрешение конфликта с минимальным ущербом для обеих сторон. Как писал М.Уэсиба
Побеждай своих пpотивников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий.
Очевидно, что разрешить конфликт путем причинения противнику вреда проще и быстрее.
Но традиционные БИ имеют ряд недостатков. Как говорил Будда (не мне, а тому, кто записал)
Победитель сеет ненависть, потому что побежденный страдает.
т.е., победив даже однажды причинением вреда, победитель приобретает многих врагов (родственников, друзей, земляков и т.д. побежденного), желающих отомстить, взять реванш, также причинив вред, как победителю, так и его окружению, что породит еще больше врагов и т.д. М.Уэсиба считал, что такой путь разрешения конфликтов (око за око) может привести к самоуничтожению человечества, для предотвращения чего М.Уэсиба и создал философию Айкидо.
Другим недостатком традиционных БИ является то, что их техники невозможно отрабатывать до конца и в полную силу, что ограничивает уровень владения этими техниками допустимым уровнем травматизма. Отработка этих техник в "реальных" условиях чревата уголовным преследованием.
Айкидо свободно от этих недостатков. Поскольку его целью является понижение агрессии противника (до уровня, когда он не представляет опасности для окружающих) без причинения вреда, то у него не возникает ненависти к айкидоке (он не становится его врагом). Техники айкидо не предназначены для причинения вреда, поэтому они могут выполняться до конца и в полную силу, поэтому уровень отработки и владения ими, практически, не ограничен (ограничен лишь способностью укэ атаковать). При высоком уровне владения техниками они будут весьма эффективными. М.Уэсиба считал
По моему мнению Айкидо можно назвать единственным правильным боевым искусством.
А правильное БИ не может быть неэффективным.
Остановлюсь также на некоторых дискуссионных вопросах методики айкидо, обсуждаемых на айкидошных форумах.
Следует ли применять при изучении техник айкидо контактные атэми?
Техники контактных атэми, на мой взгляд, в айкидо вообще не должны изучаться и применяться, так как их применение противоречит принципам и целям айкидо:
- атэми являются атакующими действиями (противоречат принципу отсутствия атаки);
- в процессе поединка трудно дозировать силу атэми и наносить их точно, что может привести к причинению вреда (травмам и боли), что противоречит принципу непричинения вреда;
- применение атэми нарушает (тормозит) естественный ход атаки укэ и использование его силы нагэ, что вынуждает нагэ для завершения техники применять избыточную силу, т.е., нарушать принцип рационализма.
- при применении атэми возникает соблазн компенсировать ими свои ошибки при выполнении техник, что препятствует совершенствованию мастерства;
Следует ли в процессе тренировок применять упражнения для наращивания физической силы (форсировать физуху)?
Повышение уровня физической подготовки айкидоки должно происходить естественно, в процессе занятий айкидо, без применения специальных снарядов и упражнений. Какие у меня основания для подобного утверждения? Сточки зрения восточной философии (и медицины) как недостаток, так и избыток физической силы является дисгармонией Ки человека, чего, (в соответствии с принципом гармонии) айкидока должен избегать. В соответствии с принципом рационализма в айкидо физическая сила не является, в отличие от других БИ, решающим фактором при разрешении конфликта. Форсированная "накачка физухи" приводит к дисбалансу (дисгармонии) Ки человека (избытку энергии Ветра), результатом чего являются не только изменения на уровне физического тела (рост мышечной массы), но и изменения на уровне эмоций и психики, т.е. у человека в процессе такой "накачки" неизбежно (так как дисбаланс Ки распространяется на все уровни) вырабатываются (в той или иной мере, в зависимости от исходной конституции) качества, адекватные данному виду и уровню дисбаланса. К сожалению, не самые лучшие, среди которых агрессивнось, высокомерие, нетерпимость, неуважение (презрение) к людям, обладающим меньшей физической силой ("ботаникам"), склонность к разрешению конфликтов силовым путем и т.п. Это в корне противоречит принципам и целям Айкидо. Кроме того, наличие избыточной физической силы вызывает соблазн использовать ее для компенсации ошибок при выполнении техник айкидо.
Показательны в этом смысле и воспоминания и мнения учеников М.Уэсибы.
Также О-Сэнсэй ненавидел отжимания, потому что они задействуют мышцы, но ребята все равно их делали. Если О-Сэнсэй видел, что они отжимаются, то заставлял всех сесть и читал очередную лекцию.
Генри Коно
О-Сэнсэй не делал упражнений для наращивания силы, но он и зимой и летом практиковал мисоги (обливание холодной водой).
Морихиро Сайто
Может быть и лучше, когда сила есть, чем когда ее нет, но в случае введения наряду с обычными тренировками специальных занятий по увеличению силы, части тела, снабженные мышцами, приобретают форму плотных бугристых образований. Их физическая сила увеличивактся, а свободное протекание жизненной силы "Ки" уменьшается. Самые хорошие мышцы те, которые появляются естественным образом, в процессе обычных тренировок.
К.Уэсиба, М.Уэсиба
Поэтому, на мой взгляд, не стоит тратить время тренировок на упражнения для наращивания силы. Лучше это время потратить на развитие ловкости,быстроты и точности движений. Но если инструктор считает, что ученик уж очень слаб и это ему мешает осваивать техники айкидо, он может порекомендовать ему, как нарастить силу помимо тренировок.
Допустимо ли в айкидо применять техники других БИ?
Техники других БИ являются атакующими и разрушительными, предназначенными для причинения вреда. Поэтому техники других БИ применять в айкидо в чистом виде (так, как они применяются в этих БИ) недопустимо, т.к. это противоречит принципам и целям айкидо. Но не исключено, что некоторые техники других БИ возможно переработать (привести в соответствие с принципами и целями айкидо) подобно тому, как М.Уэсиба ппереработал, создавая айкидо, техники айкидзюцу. Он писал
Обогащай Айки-до достойными традициями, облачай их в свежие одеяния и выстраивай их в классические стили, чтобы возникали более совершенныеих формы.
т.е., вполне допускал такой путь создания техник.
Может ли айкидока параллельно с айкидо заниматься другими БИ?
Это зависит от того, насколько он настоящий (насколько следует принципам и целям айкидо). Если следует, то не будет, поскольку философия, принципы и цели других БИ в корне противоречат принципам и целям айкидо.

Необходимо ли в айкидо изучать техники с оружием (кен и дзе)?
Оружие (по определению) предназначено для уничтожения противника и уже по своей сути противоречит принципам и целям айкидо. Так же считал и М.Фудзита (8 дан айкидо Айкикай)
Айкидо - это тайдзюцу, что обозначает 'технику тела' или, другими словами, 'технику без оружия'. Держите вы меч или нет, ваше тело все равно остается основой любого движения, которое вы выполняете. Вы можете использовать тело без меча, но меч без тела вы применить не можете. Меч или другой оружие используется только как расширение вашего тела. Оружие применяется из-за его эффективности в нападении и поражении противника. Но разве айкидо - это искусство для нападения и поражения противника? Не думаю, что О-Сенсей когда-нибудь об этом говорил. И очень важно помнить, что по сути своей айкидо - это техника защиты, техника самообороны.
Но с точки зрения О'Сенсея - а она была неизменной начиная с 1942 года - в айкидо нельзя использовать оружие. В опасной ситуации можно использовать все, что окажется под рукой, однако частью философии и практики айкидо оружие не является.
Сторонники оружия в айкидо мотивируют необходимость изучения техник с оружием тем, что, якобы, тайдзюцу (техники без оружия) пошли от оружейных техник и объясняют некоторые техники без оружия на примере оружейных техник. На мой взгляд, во времена М.Уэсибы (когда большинство учеников имело представление о кендо) это может быть и имело смысл, но сейчас, когда ученики такого представления не имеют, объяснять одно непонятное (техники без оружия) на примере другого непонятного (техник с оружием) вряд ли имеет смысл. А сходство движений, на мой взгляд, вызвано не столько происхождением техник, сколько единой биомеханикой человека.
Вторым аргументом сторонников оружия является утверждение, что занятия техниками с оружием якобы вырабатывает у учеников некие качества, благодаря которым прогресс в изучении техник без оружия достигается гораздо быстрее. Я занимался регулярно техниками с оружием (кен и дзе) года три, но такого эффекта не заметил. Мало того, мне кажется, что если бы я это время потратил на изучение техник без оружия, то прогресса в их изучении было бы больше.
Значит ли это, что танто, кен и дзе из додзе следует выбросить?. Отнюдь. Запрещая занятия с оружием, М.Уэсиба имел ввиду парные техники (когда вооружены укэ и нагэ), поскольку в таких техниках присутствуют атака и намерение причинить вред противнику, что противоречит принципам и целям айкидо.Техники отбора оружия (когда вооружен только укэ), не противоречат принципам и целям айкидо и поэтому являются техниками айкидо. Кен и дзе также могут использоваться в качестве спортивных снарядов.
Вот такой я увидел методику айкидо в свете философии Айкидо, принципов и целей БИ айкидо М.Уэсибы. Очевидно, что она существенно отличается от методик современного айкидо. И причина очевидна - другие принципы и цели
Невозможно изложить всю методику (как и любые другие аспекты айкидо) в рамках форума. Да это и не нужно. Как говорил М.Уэсиба
...если твоё сердце истинно, то твои техники будут правильными.
Другими словами, если будешь соблюдать принципы и цели айкидо, то твое айкидо будет правильным.
P.S. Если кто посчитает, что в моих сообщениях есть хоть какое-то рациональное зерно, сохраните эти сообщения, так как существует большая вероятность, что они будут вскоре удалены (из идеологических соображений).
Категория: Айкидо | Добавил: Yoda (24.02.2013)
Просмотров: 440
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]