Мой сайт

Четверг, 28.03.2024, 12:19

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Айкидо

Айкидо в Сэнтэ


   Как известно, айкидо бывает разное. Так же, как разными бывают люди, им занимающиеся. Когда люди со схожими взглядами собираются вместе и начинают заниматься одним делом, не удивительно, что практикуемое ими дело начинает приобретать определенные очертания, отражающие склонности и устремления этой конкретной группы.

  Так сложилось, что в клубе «Сэнтэ» старшую квалификационную группу составляют взрослые состоявшиеся люди далеко не юного возраста, с достаточным жизненным опытом, но еще не утратившие интереса к новому и стремления познавать себя и окружающий мир. И при этом, давно оставившие позади тягу к самоутверждению и желание всех победить.

В то же время, часть клуба – это молодые люди, в неплохой физической форме, со здоровым честолюбием и свежим взглядом, не обремененные большим грузом ошибок и несостоявшихся надежд, ищущие свое место в жизни. Молодежь заражает старших задором и желанием проверить всё «на зуб», старшие сдерживают излишний энтузиазм молодых и вносят разумный скептицизм.

  Из сплава взглядов таких разных людей и формируется концепция изучения айкидо в клубе «Сэнтэ».

 

Введение в айкидо и начальное обучение

 

  Начальное обучение айкидо в клубе «Сэнтэ», пожалуй, традиционно для айкидо вообще и общества «Кобукай», в частности. Вначале с новичками беседуют, желая выяснить, с какой целью человек вообще решил заниматься именно айкидо. Тем, кто решил, что здесь можно быстро научиться неким высокоэффективным и эффектным приемам самообороны, говорят, что это достаточно отдаленная  перспектива, и для приобретения сугубо утилитарных навыков рукопашного боя советуют обратиться в другие секции и группы, благо недостатка в предложениях сейчас нет. Полярной категории неофитов – начитавшимся популярной литературы о культе гармонии и вселенской любви в айкидо, предлагают посмотреть тренировку, поясняя, что достижение кажущейся легкости и красивого исполнения техник – дело еще более отдаленной перспективы, чем овладение минимальным набором техник самозащиты, а ближайшее время предстоит посвятить нудным однообразным упражнениям и порою болезненным урокам самостраховки.

  Видимо, такой подход привел к тому, что в клубе очень маленький приток «свежей крови», но зато и практически нулевая «текучка». Люди, сознательно сделавшие свой выбор, остаются надолго и впоследствии не чувствуют себя обманутыми в ожиданиях.

  Как правило, несколько первых занятий новички, в зависимости от физической формы и общей смышлености, занимаются изучением стоек, передвижений и, разумеется, приемами самостраховки. Кроме того, в ходе общей разминки, корректируется исполнение отдельных упражнений – как общего плана, так и специфических. В качестве домашнего задания новички получают наставления по общегимнастическим и разминочным упражнениям и упражнениям на развитие гибкости суставов и растяжения мышц и связок.

  Параллельно с этим с новичками проводится и теоретическая подготовка – об общей идее айкидо, об особенностях конкретной школы, о правилах поведения в зале. В ходе таких бесед и из постоянных наблюдений за новичком со стороны в ходе занятий складывается общее представление о неофите – о его физической и психологической готовности к изучению айкидо и о его моральном облике, что, пожалуй, имеет даже более важное значение, поскольку обучать приемам членовредительства недостойных людей – категорически вне пределов допустимого для нас.

  После первых, вводных, занятий новичок приступает к изучению основных техник школы из позиции атаки ай-ханми-катате-тори (захват рукой за запястье одноименной руки). Типичный вопрос как новичков, так и подавляющего числа оппонентов и противников айкидо – зачем изучать подобную ситуацию, ведь «в жизни так никто не хватает, а сразу бьют в лицо». Как ни странно, весьма часто подобные высказывания можно услышать и от людей, по нескольку лет занимавшихся айкидо. С одной стороны, это прискорбно, ибо говорит о том, что этим горе-айкидокам не объясняли элементарные вещи в методическом плане, с другой стороны, забавно, поскольку свидетельствует о том, что говорящие о нереальности захвата «на улице» никогда не бывали даже в мало-мальской ситуации силового конфликта, а свои представления о реальных драках получают либо из просмотра телебоев-без правил, либо из смутных пьяных воспоминаний о ресторанных потасовках, в памяти о которых остались только финальные сцены «выключения света».

  Более-менее опытный тренер знает сам и непременно объясняет своим ученикам, что «нереальные» захваты за руки, с одной стороны, вполне достоверно отражают часть реальных уличных ситуаций, с другой – призваны облегчить начальное изучение базовых техник айкидо, с третьей – создают некую основу, общий знаменатель, к которому айкидока впоследствии будет сводить всё неисчислимое многообразие ситуаций и положений. Кроме того, именно на этом этапе, из этого положения, ученик получает начальное представление о ма-ай – гармоничной, безопасной дистанции.

  Разумеется, изучение айкидо на этом этапе не ограничивается только указанной связкой из одной атаки и набора базовых техник. Весьма полезным считается участие новичка в попытках освоения очередных упражнений или техник наравне с более квалифицированными учениками. Во-первых, такой подход вносит некоторое оживление в монотонную полуторачасовую работу, во-вторых, позволяет поработать вместе ученикам разной  квалификации, что сплачивает коллектив и полезно в техническом плане обеим сторонам, в-третьих, показывает новичкам перспективы дальнейшего изучения айкидо.

  После относительно уверенного освоения базовых техник на данном уровне ученик переходит к изучению тех же приемов в вариативной ситуации – от атаки гяку-ханми-катате-тори (захвата за разноименную руку), на этом же этапе добавляется изучение всех базовых техник от различных дополнительных атак – за обе руки, за локоть, за плечо, двумя руками за одну, различные захваты сзади, рубящие удары сверху и сбоку, удар кулаком в грудь. Изучение этих вариаций призвано расширить кругозор ученика и внести некую встряску его сознания, заставить его начать мыслить за пределами усвоенных за предыдущий период шаблонов. Несмотря на четко оговоренные наборы «атака-техника», зафиксированные в демонстрационной программе для данного уровня ученика, в программу обучения включается ознакомление со способами исполнения техник по принципу «любая атака – любая техника», что фактически расширяет кругозор ученика уже на этом этапе до едва ли не большей части демонстрационной программы школы.

  Начальный уровень обучения, в зависимости от скорости и качества усвоения, составляет от полугода до 2 лет. Обычный срок – около одного года, при трех двухчасовых занятиях в неделю, с учетом естественных для взрослого человека пропусков на отпуска-командировки-семейные дела и т.д.

 

Средний уровень обучения

 

  Средний уровень обучения захватывает в себя освоение программ демонстраций на квалификацию 3 и 2 кю (соответственно, зеленый и синий пояса) и знакомство с остальными основными техниками школы, с частичным захватом ударного, оружейного и «борцовского» разделов.

  Первой задачей для ученика, на этом этапе, ставится шлифовка навыков передвижения, нарабатывание умения присоединяться к движению партнера при динамичной атаке и управления этим движением. С этой целью, базовой атакой здесь выбрана атака  «ёкомен-учи» (рубящий удар рукой сбоку). Надо заметить, что данная атака также кажется совершенно нереальной поклонникам телевизионных боев без правил и любителям поколотить по мягкой груше большими толстыми перчатками. Возражения те же самые, что и в предыдущем случае. Простой жизненный опыт и большое количество видеозаписей реальных уличных столкновений, благо недостатка их в Интернете нет, доказывают, что наиболее вероятной ударной атакой в реале, несмотря на огромное количество адептов самых правильных боевых искусств, является всё тот же «колхозный» удар из-за плеча. И разумеется, амплитудный, хорошо различимый, на первых порах, круговой удар, методически очень полезен для (все еще) новичков в освоении навыков присоединения к динамике партнера. Постепенно, в зависимости от прогресса ученика, уменьшается амплитуда и радиус удара, повышается его скорость и сила. При хорошем усвоении техники, при желании ученика расширить арсенал техники, рубящий удар заменяется на удар кулаком типа «крюк», «маваси-цки», что уже позволяет ученику аргументировано оппонировать желающим проверить реальность техник айкидо при некоторых классических ударных атаках.

  На этой же стадии в программе обучения появляется большое количество дополнительных техник, техники раздела коши-ваза (бросок через бедро), а также техники раздела кокю-наге («броски за счет дыхательной силы») и айки-кокю-наге (броски, преимущественно использующие динамику партнера). Кроме того, ученики обоих этапов среднего уровня обучения вплотную приступают к освоению разделов сувари-ваза (техники работы на коленях) и ханми-хандачи-ваза (уке стоит, наге на коленях). И опять, значение этих разделов весьма и весьма часто недопонимается даже учениками со стажем, задача тренера подробно и наглядно разъяснить их методический и практический смысл.

  Сувари-ваза имитирует ситуацию крайне ограниченной возможности в передвижениях как уке, так и наге – вполне реальная, жизненная ситуация. Тренировка в сувари-ваза опять возвращает ученика в ситуацию почти исключительной, точной  работы руками, напрочь убивающей возможность использования скоростного преимущества одной из сторон. Кроме того, ученику предлагается как попытаться выполнить базовые техники в классическом виде, так и посмотреть, как значительно могут они видоизмениться, в связи с ситуацией ограниченной подвижности.

  Ханми-хандачи, наряду с имитацией ситуации уже одностороннего ограничения подвижности – для наге, также, в некоторой степени, имитирует ситуацию значительного физического преимущества уке. В данном разделе происходит дальнейшая отработка точных действий руками, начатая в разделе сувари-ваза.

  К сожалению, несмотря на крайнюю полезность изучения данных разделов, приходится ограничивать разовую продолжительность тренировки, в связи со значительной нагрузкой на коленные суставы и, соответственно, повышенной опасностью их повреждений.

  На втором этапе среднего уровня обучения ученику предлагается освоить исполнение базовых техник при атаках со стороны спины, в основном, в виде различных захватов. При этом обучение техникам происходит в широком спектре атак – от статичных, в ситуации «проморгали подкравшегося врага», до динамичных – как от инициированных нападающим, для ограничения подвижности наге, с целью добивания «сообщниками», так и спровоцированных действиями самого наге, угрожающего контратакой. На данном этапе ярко проявляется динамичная, сферическая суть айкидо во всей амплитудности и широте.

 

Старший уровень обучения

  Старший уровень обучения включает в себя этапы подготовки на квалификацию 1 кю и 1 дан (соответственно, коричневый и черный пояса). На этой ступени основной упор делается на самостоятельное, вдумчивое изучение предлагаемых техник и разделов школы. Это связано с невозможностью организации занятий под постоянным непосредственным контролем носителей базовых знаний школы соответствующего уровня, а также необходимостью и желанием готовить в своих рядах последующих инструкторов. Кроме того, по мере освоения основ школы актуальным становится более тонкая адаптация традиционных техник под конкретную личность, со всеми ее физическими и психоэмоциональными особенностями.

  В качестве базовых для построения обучения на этом уровне выбраны атаки вида «ката-тори-менучи» (захват за одежду и рубящий удар в голову) и «риотэ-тори» (захват за две руки). Такой выбор призван научить адепта работать в условиях сковывания его действий нападающим, а также научить его «создавать движение из неподвижности», разрушать жесткую структуру нападающего и вовлекать его в создаваемое движение. Кроме того, в качестве базовой атаки выбран рубящий удар рукой сверху, мощный и быстрый. Дополнительно к базовому варианту, удару пустой рукой, также отрабатываются действия при атаке сверху оружием типа короткой палки или подобного. Изучаются «входы» в атаку различного типа – как с жесткой встречей, так и с уклоном, либо уводом удара в сторону.

  Кроме того, на старшем этапе обучения появляется большое количество техник с оружием. Сюда входят разделы работы от нападения с танто – деревянной имитацией ножа, разделы работы как с тычковым оружием - палкой, так и от нападения с ней, а также раздел работы с рубящим оружием – макетом меча и противодействия нападению с ним. Последние два раздела зачастую полагают данью традиции, не имеющими ничего общего с современными реалиями. Однако, в действительности, работы и с дзё (палкой), и с боккеном (деревянным мечом) имеют огромное методическое и практическое значение.

  Во-первых , работа с оружием учит ощущению дистанции, во-вторых, каждый конкретный вид оружия имеет определенные физические свойства, и работа с ним приучает адепта как учитывать данные конкретные свойства, так и привычку вообще рассматривать оружие не как абстрактный геометрический объект, а как конкретную вещь, свойствами которой можно и нужно пользоваться. В-третьих, расширение арсенала техник за счет внесения изменений в возможности одной из сторон – нападающей или защищающейся, превосходно тренирует сознание ученика, заставляя его находить общее в отличающемся внешне и разное в похожем на первый взгляд.

  Одним из весьма важных способов обучения на старшем уровне является обязательное участие ученика в обучении более младших, менее квалифицированных, менее опытных членов коллектива. Значение такого метода обучения трудно переоценить. Способы этого участия различны – проведение разминки всей группы, курирование новичков, объяснение выполнения техник младшим по рангу, проведение тренировок детской группы, вплоть до полноценного проведения тренировки в отсутствие основного тренера, либо под его наблюдением. Таким образом обеспечивается как углубленное понимание учеником собственного тренировочного процесса – путем взгляда на него со стороны, так и преемственность клуба, школы и их традиций.

 

Дополнительное обучение

 

   Занятия айкидо в клубе в «Сэнтэ» не ограничиваются изучением лишь классических техник, широко известных по видео в интернете и СМИ. Кроме традиционных разделов, изучаются также и техники нападения и обороны, применяющиеся в других видах боевых искусств. В основном, это бросковые техники дзюдо и самбо, удушающие техники дзюдо и болевые техники самбо, а также ударные техники каратэ различных школ. Разумеется, деление изучаемого арсенала на айкидо-дзюдо-каратэ довольно условно и больше отражает взгляд «со стороны» на то, что изучается в клубе.

    В связи с наличием в клубе участников, параллельно с айкидо изучающих техники японского меча, отдельные элементы этих стилей используются на тренировках разделов боккен-ваза и боккен-тори.

 

    Смысл такого расширения изучаемой программы имеет несколько аспектов.

    Во-первых, таким образом ученики постепенно расширяют арсенал применяемой техники – от реагирования на условно-традиционные атаки айкидо – захваты за руки, рубящие удары сверху и сбоку, секущие атаки мечом и тычковые атаки длинной палкой, до работы с более актуальными и современными атаками – прямыми и круговыми ударами кулаком и ногами, а также с современным оружием – ножом, короткой палкой, пистолетом.

   Во-вторых, даже не делая упор на прикладное, «уличное», применение техник айкидо (которое считается второстепенным), таким образом ученики вырабатывают у себя более гибкое, с одной стороны, и более глубокое, с другой стороны, от основ, понимание айкидо.

   В-третьих, ученики получают начальное представление о технике и тактике, используемых в других боевых искусствах, что может помочь им в дальнейшем изучении способов рукопашного боя, выработке своего личного будо.

   В-четвертых, такое расширение кругозора вырабатывает более трезвый взгляд на собственные занятия и собственные навыки, не позволяя оставаться в эйфории от своих достижении в замкнутом кругу клуба и стиля, что весьма актуально, учитывая отсутствие в айкидо соревновательной практики, имеющей характер жесткого противостояния двух соперников.

 

   В русле этого подхода к обучению в клубе поощряются дополнительные занятия учеников «на стороне» - как самостоятельно, так и посещением клубов других направлений. Кроме того, в клубе всегда с удовольствием принимаются для совместных занятий и обмена опытом люди из других стилей и школ айкидо.

                                                                   И.К.Салигжанов, глава клуба "Сэнтэ"
Категория: Айкидо | Добавил: Yoda (14.06.2012)
Просмотров: 616
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]