Как известно, айкидо бывает разное. Так же, как разными бывают люди, им
занимающиеся. Когда люди со схожими взглядами собираются вместе и начинают
заниматься одним делом, не удивительно, что практикуемое ими дело начинает
приобретать определенные очертания, отражающие склонности и устремления этой
конкретной группы.
Так сложилось, что в клубе «Сэнтэ» старшую квалификационную группу
составляют взрослые состоявшиеся люди далеко не юного возраста, с достаточным
жизненным опытом, но еще не утратившие интереса к новому и стремления познавать
себя и окружающий мир. И при этом, давно оставившие позади тягу к
самоутверждению и желание всех победить.
В то же время, часть клуба – это
молодые люди, в неплохой физической форме, со здоровым честолюбием и свежим
взглядом, не обремененные большим грузом ошибок и несостоявшихся надежд, ищущие
свое место в жизни. Молодежь заражает старших задором и желанием проверить всё
«на зуб», старшие сдерживают излишний энтузиазм молодых и вносят разумный
скептицизм.
Из сплава взглядов таких разных людей и формируется концепция изучения
айкидо в клубе «Сэнтэ».
Введение в айкидо и начальное обучение
Начальное обучение айкидо в клубе «Сэнтэ», пожалуй, традиционно для
айкидо вообще и общества «Кобукай», в частности. Вначале с новичками беседуют,
желая выяснить, с какой целью человек вообще решил заниматься именно айкидо.
Тем, кто решил, что здесь можно быстро научиться неким высокоэффективным и
эффектным приемам самообороны, говорят, что это достаточно отдаленная перспектива, и для приобретения сугубо
утилитарных навыков рукопашного боя советуют обратиться в другие секции и
группы, благо недостатка в предложениях сейчас нет. Полярной категории неофитов
– начитавшимся популярной литературы о культе гармонии и вселенской любви в
айкидо, предлагают посмотреть тренировку, поясняя, что достижение кажущейся
легкости и красивого исполнения техник – дело еще более отдаленной перспективы,
чем овладение минимальным набором техник самозащиты, а ближайшее время
предстоит посвятить нудным однообразным упражнениям и порою болезненным урокам
самостраховки.
Видимо, такой подход привел к тому, что в клубе очень маленький приток
«свежей крови», но зато и практически нулевая «текучка». Люди, сознательно
сделавшие свой выбор, остаются надолго и впоследствии не чувствуют себя
обманутыми в ожиданиях.
Как правило, несколько первых занятий новички, в зависимости от физической
формы и общей смышлености, занимаются изучением стоек, передвижений и,
разумеется, приемами самостраховки. Кроме того, в ходе общей разминки,
корректируется исполнение отдельных упражнений – как общего плана, так и
специфических. В качестве домашнего задания новички получают наставления по
общегимнастическим и разминочным упражнениям и упражнениям на развитие гибкости
суставов и растяжения мышц и связок.
Параллельно с этим с новичками проводится и теоретическая подготовка –
об общей идее айкидо, об особенностях конкретной школы, о правилах поведения в
зале. В ходе таких бесед и из постоянных наблюдений за новичком со стороны в
ходе занятий складывается общее представление о неофите – о его физической и
психологической готовности к изучению айкидо и о его моральном облике, что,
пожалуй, имеет даже более важное значение, поскольку обучать приемам
членовредительства недостойных людей – категорически вне пределов допустимого
для нас.
После первых, вводных, занятий новичок приступает к изучению основных
техник школы из позиции атаки ай-ханми-катате-тори (захват рукой за запястье
одноименной руки). Типичный вопрос как новичков, так и подавляющего числа
оппонентов и противников айкидо – зачем изучать подобную ситуацию, ведь «в
жизни так никто не хватает, а сразу бьют в лицо». Как ни странно, весьма часто
подобные высказывания можно услышать и от людей, по нескольку лет занимавшихся
айкидо. С одной стороны, это прискорбно, ибо говорит о том, что этим
горе-айкидокам не объясняли элементарные вещи в методическом плане, с другой
стороны, забавно, поскольку свидетельствует о том, что говорящие о нереальности
захвата «на улице» никогда не бывали даже в мало-мальской ситуации силового
конфликта, а свои представления о реальных драках получают либо из просмотра телебоев-без
правил, либо из смутных пьяных воспоминаний о ресторанных потасовках, в памяти
о которых остались только финальные сцены «выключения света».
Более-менее опытный тренер знает сам и непременно объясняет своим
ученикам, что «нереальные» захваты за руки, с одной стороны, вполне достоверно
отражают часть реальных уличных ситуаций, с другой – призваны облегчить
начальное изучение базовых техник айкидо, с третьей – создают некую основу,
общий знаменатель, к которому айкидока впоследствии будет сводить всё
неисчислимое многообразие ситуаций и положений. Кроме того, именно на этом
этапе, из этого положения, ученик получает начальное представление о ма-ай –
гармоничной, безопасной дистанции.
Разумеется, изучение айкидо на этом этапе не ограничивается только
указанной связкой из одной атаки и набора базовых техник. Весьма полезным
считается участие новичка в попытках освоения очередных упражнений или техник
наравне с более квалифицированными учениками. Во-первых, такой подход вносит
некоторое оживление в монотонную полуторачасовую работу, во-вторых, позволяет
поработать вместе ученикам разной
квалификации, что сплачивает коллектив и полезно в техническом плане
обеим сторонам, в-третьих, показывает новичкам перспективы дальнейшего изучения
айкидо.
После относительно уверенного освоения базовых техник на данном уровне
ученик переходит к изучению тех же приемов в вариативной ситуации – от атаки
гяку-ханми-катате-тори (захвата за разноименную руку), на этом же этапе
добавляется изучение всех базовых техник от различных дополнительных атак – за
обе руки, за локоть, за плечо, двумя руками за одну, различные захваты сзади,
рубящие удары сверху и сбоку, удар кулаком в грудь. Изучение этих вариаций
призвано расширить кругозор ученика и внести некую встряску его сознания,
заставить его начать мыслить за пределами усвоенных за предыдущий период
шаблонов. Несмотря на четко оговоренные наборы «атака-техника», зафиксированные
в демонстрационной программе для данного уровня ученика, в программу обучения
включается ознакомление со способами исполнения техник по принципу «любая атака
– любая техника», что фактически расширяет кругозор ученика уже на этом этапе
до едва ли не большей части демонстрационной программы школы.
Начальный уровень обучения, в зависимости от скорости и качества
усвоения, составляет от полугода до 2 лет. Обычный срок – около одного года,
при трех двухчасовых занятиях в неделю, с учетом естественных для взрослого
человека пропусков на отпуска-командировки-семейные дела и т.д.
Средний уровень обучения
Средний уровень обучения захватывает в себя освоение программ
демонстраций на квалификацию 3 и 2 кю (соответственно, зеленый и синий пояса) и
знакомство с остальными основными техниками школы, с частичным захватом
ударного, оружейного и «борцовского» разделов.
Первой задачей для ученика, на этом этапе, ставится шлифовка навыков
передвижения, нарабатывание умения присоединяться к движению партнера при
динамичной атаке и управления этим движением. С этой целью, базовой атакой здесь
выбрана атака «ёкомен-учи» (рубящий удар
рукой сбоку). Надо заметить, что данная атака также кажется совершенно
нереальной поклонникам телевизионных боев без правил и любителям поколотить по
мягкой груше большими толстыми перчатками. Возражения те же самые, что и в
предыдущем случае. Простой жизненный опыт и большое количество видеозаписей реальных
уличных столкновений, благо недостатка их в Интернете нет, доказывают, что
наиболее вероятной ударной атакой в реале, несмотря на огромное количество
адептов самых правильных боевых искусств, является всё тот же «колхозный» удар
из-за плеча. И разумеется, амплитудный, хорошо различимый, на первых порах,
круговой удар, методически очень полезен для (все еще) новичков в освоении
навыков присоединения к динамике партнера. Постепенно, в зависимости от
прогресса ученика, уменьшается амплитуда и радиус удара, повышается его
скорость и сила. При хорошем усвоении техники, при желании ученика расширить
арсенал техники, рубящий удар заменяется на удар кулаком типа «крюк»,
«маваси-цки», что уже позволяет ученику аргументировано оппонировать желающим
проверить реальность техник айкидо при некоторых классических ударных атаках.
На этой же стадии в программе обучения появляется большое количество
дополнительных техник, техники раздела коши-ваза (бросок через бедро), а также
техники раздела кокю-наге («броски за счет дыхательной силы») и айки-кокю-наге
(броски, преимущественно использующие динамику партнера). Кроме того, ученики
обоих этапов среднего уровня обучения вплотную приступают к освоению разделов
сувари-ваза (техники работы на коленях) и ханми-хандачи-ваза (уке стоит, наге
на коленях). И опять, значение этих разделов весьма и весьма часто
недопонимается даже учениками со стажем, задача тренера подробно и наглядно
разъяснить их методический и практический смысл.
Сувари-ваза имитирует ситуацию крайне ограниченной возможности в
передвижениях как уке, так и наге – вполне реальная, жизненная ситуация.
Тренировка в сувари-ваза опять возвращает ученика в ситуацию почти
исключительной, точной работы руками,
напрочь убивающей возможность использования скоростного преимущества одной из
сторон. Кроме того, ученику предлагается как попытаться выполнить базовые
техники в классическом виде, так и посмотреть, как значительно могут они
видоизмениться, в связи с ситуацией ограниченной подвижности.
Ханми-хандачи, наряду с имитацией ситуации уже одностороннего
ограничения подвижности – для наге, также, в некоторой степени, имитирует
ситуацию значительного физического преимущества уке. В данном разделе происходит
дальнейшая отработка точных действий руками, начатая в разделе сувари-ваза.
К сожалению, несмотря на крайнюю полезность изучения данных разделов,
приходится ограничивать разовую продолжительность тренировки, в связи со
значительной нагрузкой на коленные суставы и, соответственно, повышенной
опасностью их повреждений.
На втором этапе среднего уровня обучения ученику предлагается освоить
исполнение базовых техник при атаках со стороны спины, в основном, в виде
различных захватов. При этом обучение техникам происходит в широком спектре
атак – от статичных, в ситуации «проморгали подкравшегося врага», до динамичных
– как от инициированных нападающим, для ограничения подвижности наге, с целью добивания
«сообщниками», так и спровоцированных действиями самого наге, угрожающего
контратакой. На данном этапе ярко проявляется динамичная, сферическая суть
айкидо во всей амплитудности и широте.
Старший уровень обучения
Старший уровень обучения включает в себя этапы подготовки на
квалификацию 1 кю и 1 дан (соответственно, коричневый и черный пояса). На этой
ступени основной упор делается на самостоятельное, вдумчивое изучение
предлагаемых техник и разделов школы. Это связано с невозможностью организации
занятий под постоянным непосредственным контролем носителей базовых знаний
школы соответствующего уровня, а также необходимостью и желанием готовить в
своих рядах последующих инструкторов. Кроме того, по мере освоения основ школы
актуальным становится более тонкая адаптация традиционных техник под конкретную
личность, со всеми ее физическими и психоэмоциональными особенностями.
В качестве базовых для построения обучения на этом уровне выбраны атаки
вида «ката-тори-менучи» (захват за одежду и рубящий удар в голову) и
«риотэ-тори» (захват за две руки). Такой выбор призван научить адепта работать
в условиях сковывания его действий нападающим, а также научить его «создавать
движение из неподвижности», разрушать жесткую структуру нападающего и вовлекать
его в создаваемое движение. Кроме того, в качестве базовой атаки выбран рубящий
удар рукой сверху, мощный и быстрый. Дополнительно к базовому варианту, удару
пустой рукой, также отрабатываются действия при атаке сверху оружием типа
короткой палки или подобного. Изучаются «входы» в атаку различного типа – как с
жесткой встречей, так и с уклоном, либо уводом удара в сторону.
Кроме того, на старшем этапе обучения появляется большое количество
техник с оружием. Сюда входят разделы работы от нападения с танто – деревянной
имитацией ножа, разделы работы как с тычковым оружием - палкой, так и от
нападения с ней, а также раздел работы с рубящим оружием – макетом меча и
противодействия нападению с ним. Последние два раздела зачастую полагают данью
традиции, не имеющими ничего общего с современными реалиями. Однако, в
действительности, работы и с дзё (палкой), и с боккеном (деревянным мечом)
имеют огромное методическое и практическое значение.
Во-первых , работа с оружием учит ощущению дистанции, во-вторых, каждый
конкретный вид оружия имеет определенные физические свойства, и работа с ним
приучает адепта как учитывать данные конкретные свойства, так и привычку вообще
рассматривать оружие не как абстрактный геометрический объект, а как конкретную
вещь, свойствами которой можно и нужно пользоваться. В-третьих, расширение
арсенала техник за счет внесения изменений в возможности одной из сторон –
нападающей или защищающейся, превосходно тренирует сознание ученика, заставляя
его находить общее в отличающемся внешне и разное в похожем на первый взгляд.
Одним из весьма важных способов обучения на старшем уровне является
обязательное участие ученика в обучении более младших, менее квалифицированных,
менее опытных членов коллектива. Значение такого метода обучения трудно
переоценить. Способы этого участия различны – проведение разминки всей группы,
курирование новичков, объяснение выполнения техник младшим по рангу, проведение
тренировок детской группы, вплоть до полноценного проведения тренировки в
отсутствие основного тренера, либо под его наблюдением. Таким образом
обеспечивается как углубленное понимание учеником собственного тренировочного
процесса – путем взгляда на него со стороны, так и преемственность клуба, школы
и их традиций.
Дополнительное обучение
Занятия айкидо в клубе в «Сэнтэ» не ограничиваются изучением лишь
классических техник, широко известных по видео в интернете и СМИ. Кроме
традиционных разделов, изучаются также и техники нападения и обороны,
применяющиеся в других видах боевых искусств. В основном, это бросковые техники
дзюдо и самбо, удушающие техники дзюдо и болевые техники самбо, а также ударные
техники каратэ различных школ. Разумеется, деление изучаемого арсенала на
айкидо-дзюдо-каратэ довольно условно и больше отражает взгляд «со стороны» на
то, что изучается в клубе.
В связи с наличием в клубе участников,
параллельно с айкидо изучающих техники японского меча, отдельные элементы этих
стилей используются на тренировках разделов боккен-ваза и боккен-тори.
Смысл такого расширения изучаемой программы
имеет несколько аспектов.
Во-первых, таким образом ученики постепенно
расширяют арсенал применяемой техники – от реагирования на условно-традиционные
атаки айкидо – захваты за руки, рубящие удары сверху и сбоку, секущие атаки
мечом и тычковые атаки длинной палкой, до работы с более актуальными и современными
атаками – прямыми и круговыми ударами кулаком и ногами, а также с современным
оружием – ножом, короткой палкой, пистолетом.
Во-вторых, даже не делая упор на прикладное, «уличное», применение
техник айкидо (которое считается второстепенным), таким образом ученики
вырабатывают у себя более гибкое, с одной стороны, и более глубокое, с другой
стороны, от основ, понимание айкидо.
В-третьих, ученики получают начальное представление о технике и тактике,
используемых в других боевых искусствах, что может помочь им в дальнейшем
изучении способов рукопашного боя, выработке своего личного будо.
В-четвертых, такое расширение кругозора вырабатывает более трезвый
взгляд на собственные занятия и собственные навыки, не позволяя оставаться в
эйфории от своих достижении в замкнутом кругу клуба и стиля, что весьма
актуально, учитывая отсутствие в айкидо соревновательной практики, имеющей
характер жесткого противостояния двух соперников.
В русле этого подхода к обучению в клубе поощряются дополнительные
занятия учеников «на стороне» - как самостоятельно, так и посещением клубов
других направлений. Кроме того, в клубе всегда с удовольствием принимаются для
совместных занятий и обмена опытом люди из других стилей и школ айкидо. И.К.Салигжанов, глава клуба "Сэнтэ"
|