Прикладной, или «реальный» аспект тренировок айкидо
Не секрет,
что наиболее частым побудительным мотивом для занятий боевыми искусствами
является желание неофита приобрести практические навыки рукопашного боя,
позволяющие с наименьшими потерями выйти из прямого силового противостояния,
иными словами, из драки. Причем это характерно не только для явно
интересующихся применимостью изучаемых техник, но и для тех, кто на словах ищет «гармонии»,
возможностей «самовыражения» и путей «самосовершенствования», желая скрыть свои
истинные «низменные» мотивы занятий.
На самом
деле, желание это вполне объяснимо и естественно, как для тех, кто не имеет
вообще никаких навыков самообороны, так и для расширяющих свои уже
приобретенные в других стилях умения. Повсеместно встречающиеся в популярной
литературе в качестве основных целей занятий боевыми искусствами стремления к
достижению гармонии тела, души и разума, в действительности, начинают
приобретать более-менее отчетливые очертания по мере роста именно физических
возможностей адепта, в соответствии с
выбранными методами тренировки, полностью отвечая материалистичным принципам
первичности материи перед духом.
Таким
образом, вопросы места и веса прикладного аспекта изучаемого боевого искусства
имеют весьма важное значение и занимают одно из первых мест как в сознании
самого занимающегося, так и в методике его инструктора. Именно в расстановке
приоритетов по принципу «оздоровительное/прикладное»,
«традиционное/спортивное», «формальное/реальное», «щадящее/жесткое» и
различаются учебно-тренировочные процессы в различных стилях, школах,
направлениях и клубах. От того, где и как мы проводим границы между формальными
техниками и реальными приемами, условными атаками и настоящими нападениями,
тренировочными упражнениями и жесткими поединками, и зависит методика
тренировок. Разумеется, у внимательного учителя, не озабоченного чрезмерными
«тренерскими» амбициями, это зависит, в первую очередь, от обучаемого
контингента.
Глупо
требовать, да даже просто ожидать, желания жестких бескомпромиссных тренировок
с высокой вероятностью травм от солидных отцов семейств с оставленным в прошлом
спортивным опытом, или вовсе без такового, или от хрупких девушек и женщин,
отнюдь не посвящающих себя военной службе или охране правопорядка. Но и смешно
посвящать большую часть тренировок молодых здоровых людей, вчера отслуживших
армию, только формальным ката малой физической интенсивности. Недальновидно
лишать подростков возможности разумного, контролируемого противостояния в
соревновательных спаррингах и упражнениях. Глупо как заставлять детей
отрабатывать многочисленные нюансы кихона, так и без особой необходимости
устраивать им регулярные поединки при отсутствии мало-мальской технической
основы.
Словом,
вопрос «реальности» изучаемой техники и способы, которыми эта самая реальность
достигается, зависит, в основном, от физических и психологических возможностей
самого ученика, а задача тренера – помочь ему провести эту границу между
условностью и реальностью, привести тренировочный процесс конкретного ученика в
соответствие с его потенциалом, с одной стороны - не сдерживая его прогресс, с
другой – не подвергая его неоправданному риску. «Нет смысла регулярно получать
по голове на тренировке ради неопределенной возможности однажды не получить по
ней на улице». Впрочем, это уже практически девиз занятий в нашем клубе, другие
могут иметь совершенно иные приоритеты, вплоть до диаметрально противоположных.
|