Мой сайт

Среда, 24.04.2024, 23:54

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Айкидо

Цели обучения Айкидо в современном обществе
Интерес любителей боевых искусств и просто широкой публики к искусству айкидо общеизвестен и понятен – красивые изящные движения, кажущаяся легкость исполнения техник, высокие амплитудные броски, плюс к этому повсеместно публикуемые основы философии айкидо как искусства любви и гармонии, что еще требуется для массового потока желающих приобщиться к загадочному заморскому единоборству, позволяющему юной деве без труда одолеть стокилограммового детину. И вот уже коммерсанты от будо азартно потирают ладошки – «деньги в кассу – айки в массы», семейный бюджет пополнен, хрупкие девушки и оторванные от компьютеров ботанические юноши усердно крутят друг другу руки, граждане постарше укрепляют здоровье необременительной гимнастикой, дети весело резвятся на татами, хвастаясь друг перед другом очередной цветной веревочкой на талии…Все довольны…Прискорбную картину довелось бы увидеть О-сенсею, доведись ему оказаться в наши дни.
Много учеников было у Морихеи Уесиба в разные периоды его жизни, разный опыт вынесли они из его уроков, по-разному передали они его своим ученикам. Нам теперь остается лишь гадать, какой смысл вкладывал основатель в свое творение, для чего он преобразовал жесткие боевые техники своих учителей, и прежде всего Сокаку Такеды, в то, чему было дано имя – айкидо, чему и с какой целью обучал он своих последователей.
Однако мир стремительно меняется, меняются условия нашей жизни, вместе с этим меняемся и мы сами, и вряд ли цели занятий боевыми искусствами в наше время остались теми же, что сто или двести лет назад. Попробуем же определить хотя бы в общем, для чего мы, увлеченные айкидо, пытаемся привлечь к этому занятию и обучать и еще кого-то.
Очевидно, что вопрос целей обучения айкидо надо рассматривать с двух сторон – во-первых, определить кого и для чего можно и нужно обучать айкидо, и во-вторых, выяснить, кто и с какой целью приходит айкидо обучаться. Попробуем двигаться «от потребности» - выясним, какие люди приходят изучать айкидо и какие цели они себе при этом ставят.
Первая группа – дети младшего школьного, порой и дошкольного возраста. В подавляющем большинстве случаев никакого представления ни о будо вообще, ни об айкидо в частности, столь юные адепты не имеют, а приводят их в группы родители – одни – надеясь на будущие спортивные успехи, другие – с целью научить ребенка руками отстаивать свои интересы в среде ровесников, третьи – просто ради физического воспитания, «лишь бы чем-то занимался». Конечно, для этой категории занимающихся занятия айкидо выглядят, по большей части, как вид игры, с одной стороны, и то самое физическое воспитание, с другой.
Вторая группа – подростки и молодые люди, немного представляющие себе отличия разных видов будо и желающие изучать модное «супербоевое» будо, «как у Сигала». Самая, пожалуй, нестабильная и непредсказуемая категория. Многие из горячо взявшихся за дело, порой и быстро поначалу прогрессирующих, айкидок, спустя какое-то время замечают, что их совсем не учат способам тотального подавления противника, не устраивают спаррингов с целью выяснения личной крутизны, да и просто заставляют «топтаться на месте», раз за разом возвращаясь к элементарным основам – стойкам, передвижениям, дыханию, вместо того, чтобы набивать доверху эти жаждущие познаний сосуды кучами приемов и комбинаций . Итог – сильная «текучка»
Третья группа, лично для меня – наиболее желанная. Взрослые мужчины, порой с небольшим опытом боевых искусств, либо совсем без него, не ставящие целью в жизни рукопашные поединки и понимающие, что физический аспект айкидо для них – скорее хобби, дань мальчишеским увлечениям. При этом данная категория учеников наиболее стабильна, занимается весьма серьезно и с трудом достигнутые результаты остаются закреплены основательно и на долгие годы.
Группа четвертая, экзальтированная. Сюда можно отнести практически 100 % женщин и определенную часть мужчин старшего возраста, начитавшихся популярной литературы в духе всеобщей любви и гармонии. Спустя 2-3 месяца занятий у данной категории наступает «культурный шок», когда выясняется, что особенности двойного-тройного перевода с японского-английского-французского языков сыграли с ними злую шутку, и гармония в боевых искусствах выглядит как-то не очень нежно, а порой и весьма болезненно, а энергично нападающий партнер отчего-то не желает, чтобы его роняли с помощью «айки». Категория также нестабильная .
Наконец, пятая, очень немногочисленная группа – настоящие любители боевых искусств, посещающие занятия айкидо с целью расширения кругозора, изучения специфических аспектов айкидо – методов контроля, использования айки, передвижений.
Контингент весьма самостоятельный, устойчивый к «промыванию мозгов» и точно знающий, что ему нужно. Надолго не задерживается.
Теперь посмотрим с другой стороны – со стороны обучающей. Можно различить несколько побудительных мотивов преподавания айкидо.
Мотив первый. Энтузиазм. Айкидзин, занимающийся некоторое количество лет и достигший определенной квалификации, желает делиться своими навыками с другими людьми, желающими обучаться технике айкидо.
Мотив второй. Тренировочный. В силу каких-то обстоятельств айкидзин оказывается оторван от привычного коллектива своей группы, в которой он до этого занимался. Теперь для организации для себя нормального тренировочного процесса человек вынужден собрать вокруг себя новую группу учеников, из которых есть возможность вырастить для себя подходящего уке.
Мотив третий. Коммерческий. «Деньги, товарищи, еще никто не отменял» (с) Случается, что у человека нет иной достойной работы, кроме тренерской. Возможен и вариант – деньги требуются на оплату аренды зала и прочих сопутствующих занятиям расходов.
Мотив четвертый. Воспитательный. В большей степени присущий детским тренерам, умеющим и любящим работать с детьми.
Мотив пятый. Мировоззренческий. Самый, пожалуй, трудный для восприятия со стороны. Айкидзин, достаточно глубоко занимающийся айкидо, стремящийся понять его философию и внутренний дух, теперь сам пытается поделиться своим пониманием айкидо с единомышленниками.
Даже при столь грубой и приблизительной квалификации целей обучения-изучения айкидо возможно огромное количество комбинаций встречных стремлений и ответных мотивов в процессе обучения айкидо.
 Самым простым ответом на поставленный вопрос было бы конечно: цель обучения айкидо – чтобы путем преподавания того-то и того-то научить людей тому-то и тому-то. Но как втолкать в это прокрустово ложе хотя бы одну тренировку с реальными людьми – вот занимается человек с серьезными физическими ограничениями, с огромным трудом двигающийся от аттестации к аттестации, вот двое молодых романтиков прибежали с танцев приобщиться к боевому искусству, вот опытный боец джиу-джицу и каратэ пытается придать хоть сколько-то грациозности своим мощным движениям, вот подросток нехотя отрабатывает очередную аттестационную программу, потому что тренер-отец силой вытащил из-за монитора, а вот несколько взрослых солидных мужчин усердно изучают возможность защиты от реальной атаки ножом, при том, что прекрасно понимают, сколь малы шансы на это, а с другой стороны, никогда на этот нож не кинувшиеся бы – и по здравому смыслу, и по образу жизни. 
Мне кажется, правильно было бы дать пусть и излишне пространный, однако честный ответ – моя цель обучения айкидо – дать своим ученикам ( и при этом, как ни странно, учиться у них тому же ) ощущение спокойной, соответствующей окружающему миру жизни, понимание гармонии как адекватности происходящему рядом с нами. Детям помочь понять необходимость взаимоуважения и терпимости, при этом развивать их как физически, так и психологически и этически, подросткам показать бессмысленность упертого противостояния и обреченности пути агрессии и насилия, взрослым дать возможность подкрепить пришедшее с годами понимание жизни физическими возможностями это понимание отстаивать от неадекватных оппонентов, романтиков в розовых очках опустить с небес на землю, помочь им обрести реальное ощущение неспокойного мира и не дать при этом пасть в отчаяние от неспособности от него защититься, жестких бойцов будо немного «расслабить», снять напряжение с тела и зацикленного на постоянном бое сознания. И всех – собрать вместе, как маленькое отражение многогранного мира, в котором нашу небольшую группу объединяет общее увлечение – Айкидо, искусство гармонии.

Ильяс Салигжанов, клуб «Канагара», 2009
Категория: Айкидо | Добавил: Yoda (25.11.2012)
Просмотров: 798
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]