Мой сайт

Воскресенье, 05.05.2024, 18:54

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное о будо

Боевые искусства и воинские искусства
Чем отличается подготовка БИ от военного тренинга

почему не следует приравнивать боевые искусства и комплекс подготовки солдата? Эту ошибку совершают многие историки БИ, когда по сообщениям о том, что крестьяне или солдаты проходили специальную боевую подготовку, делается вывод о развитости в это время боевых искусств.

Система подготовки солдата должна отвечать нескольким критериям, главный из которых - время. За относительно короткий срок новобранец должен научиться тому, что он сможет применять на поле брани. При этом предполагается, что противником его скорее всего будет средний солдат, а не профессиональный воин. Пяти или шести приемов, заученных до автоматизма, вполне достаточно. Тем более, что в условиях крупномасштабного боя сражение двух противников весьма скоротечно (будешь много отвлекаться на одного - прибежит другой), и ведется до первой серьезной травмы, после которой противник выбывает из строя. 

Большая часть погибших в сражениях, кстати - это не убитые на месте, а те, кто, не получив вовремя помощь, умер от кровопотери, был затоптан в общей сутолоке, потерял способность перемещаться и был добит.
Кроме этого сражение на войне от классического поединка боевых искусств отличает то, что оно является боем группы против группы, а не серией одиночных схваток. Это значит, что твоя атака может быть направлена не на выведение противника из строя, а на то, чтобы он отвлекся на нее и пропустил бы удар от твоего соседа справа. При этом ты можешь открыться для удара противника, находящегося непосредственно перед тобой, но в этом случае твой сосед слева, скорее всего, тебя прикроет. 

Таким образом, боевая подготовка солдата, который является винтиком в военной машине и призван действовать не сам по себе, а в составе подразделения, должна быть рассчитана именно на групповой бой. А тактика боя одного против нескольких отличается от боя один на один. Движения, например, строятся проще и экономичнее.

Боевые искусства же, как правило, возникают как искусство поединка, и потому подсознательно рассчитаны на развитие и действия одного бойца. Борьбе с несколькими противниками учат обычно на продвинутых этапах, а внимание групповому бою, построенному на принципах взаимного прикрытия, как правило, отсутствует. Заметим, что это хорошо видно и в большинстве фильмов с боевыми искусствами, - герой сражается вроде бы с группой, но его противники никогда не пытаются использовать свое численное преимущество, чтобы одновременно навалиться на него всей массой. Вместо этого они атакуют его по очереди, или по двое - по трое.

Боевые и воинские искусства различаются и по набору применяемого оружия. Типичным примером сугубо армейского/воинского оружия является длинная трех-четырехметровая пика. Один человек с ней в руках - зрелище достаточно жалкое, в то время, как строй вооруженных таким оружием представляет собой очень опасного противника. С другой стороны, ряд экзотических видов оружия боевых искусств, которые весьма неплохо работают в руках индивидуального бойца, бесполезны как массовое оружие. Например, трехзвенный посох саньцзегунь.

Наконец, БИ и военный тренинг различны и по набору вспомогательных дисциплин. Так, если комплекс воинских искусств может включать верховую езду или фортификацию, то для боевых искусств эти дисциплины не характерны. 

Так что Мастер в одном совсем не обязательно является мастером в другом. Алексей Горбылёв провел любопытное исследование, сравнив списки известных японских мастеров меча и копья времен Миямото Мусаси со списками самураев, прославившихся в этот же период на войне. Они практически не пересекаются.


Как БИ пересекаются с воинскими или место БИ в гражданском обществе

На ранних этапах развития военного искусства, когда военная техника и стратегия еще недостаточно развиты, и битва фактически представляет собой серии одиночных поединков, в которых уровень индивидуальной подготовки бойца имеет значение, боевые искусства как бы "накладываются" на воинские. 

Однако, с развитием военной техники и стратегии, армию, состоящую из высокопрофессиональных бойцов - индивидуалов (рыцарей или самураев), постепенно меняет армия, состоящая из солдат, которые отличаются меньшим уровнем индивидуальной подготовки, но способны работать в группе, менее отягощены законами чести (ограничивающими тактику) и, что немаловажно, в большей мере вооружены оружием дальнего боя. 
Вообще, с развитием ручного огнестрельного оружия бой становится предпочтительнее вести уже не вплотную, а на дистанции выстрела. Для атаки клинком, если и сближаются, то только на завершающем этапе. Апогеем этого является современная ситуация, когда солдат может воевать практически без прямого соприкосновения с противником. Обучение солдата приемам, пригодным для ближнего боя, будь то рукопашный бой или бой с использованием штыка или ножа, воспринимается потому уже не как основной, а как дополнительный элемент воинской подготовки. Как следствие этого, сейчас обучение рукопашному бою или фехтованию/боевым искусствам всерьез сохраняется только в элитных подразделениях, род занятий которых предполагает более частый, чем у обычных солдат, опыт ближнего боя.

Против солдат нового типа боец-индивидуал часто оказывается бессилен. Здесь можно вспомнить и опыт первого столкновения самураев с монголами, и героическую смерть Чэн Тинхуа, и достаточно известное высказывание Наполеона, сравнивающее боевые качества его драгун и египетских мамлюков. Один мамлюк с легкостью убивает одного драгуна. 20 мамлюков и 20 драгунов сражаются примерно на равных, но 100 драгунов уничтожают 100 мамлюков без заметных проблем.

В такой ситуации традиция БИ как бы перекочевывают из военной сферы в гражданскую, превращаясь в аналог спортивного развлечения или деталь традиции, направленной на поддержание определенного духа, ибо высокий навык владения оружием ближнего боя к этому времени уже является частью образа благородного мужа. Истинный аристократ должен уметь фехтовать, даже если на войне уже стреляют из пулемета. В определенном смысле сюда же следует отнести греческий панкратион - облик благородного включал в себя не только атлетически сложенное тело, но и навыки его боевого применения.

К тому же к этому времени обычно возрастает разница между армейским и гражданским оружием. Границы толкования этих понятий могут быть различны, но очень часто повсеместное использование армейского оружия оказывается запрещено или маловозможно. В такой ситуации боевые искусства возникают или развиваются как способ самообороны. Дабы обойти запрет, оружием становятся или подсобные предметы, которые законы не считают оружием, или руки и ноги бойца.

(Искусство самообороны популярно именно тогда, когда отсутствует возможность вооружаться по-иному. В этом смысле интересно рассмотреть эволюцию вооружения криминальных элементов у нас. В советскую или постсоветскую эпоху, когда контроль над огнестрельным оружием еще существовал, криминальные кадры во многом формировались из "спортсменов".Сейчас, когда достать даже автоматическое оружие не является проблемой, "национальным бандитским спортом" стали не бокс или борьба, а стрельба).

Таким образом намечаются два основных типа эволюции БИ. Первая превращает его в "искусство поединка". Под этим понятием стоит понимать бой на поражение (хотя и не всегда именно насмерть), но все-таки являющийся поединком один на один и по определенным, ограничивающим технический арсенал, правилам. В Европе этот процесс воплотился в форме дуэльного фехтования. На дальнем Востоке похожую роль сыграло долгое отсутствие крупномасштабных войн, благодаря которому воинская традиция пошла по линии развития искусства поединка. И хотя поединки странствующих японских мастеров меча строились по иному подходу, чем европейские дуэли, эволюция искусства проходила примерно в ту же сторону.

Вторая тенденция заключается в превращении его в "искусство самообороны". Под ним мы подразумеваем стиль, рассчитанный не столько на применение на войне или в спортивном единоборстве, сколько на самооборону человека гражданского общества от посягательств на его жизнь и достоинство, причем как правило, тоже со стороны представителей гражданского общества. Как правило, такое боевое искусство не рассчитано на применение на войне как противостояние человеку в доспехах и с серьезным оружием. Во всяком случае, с голыми руками.

Впрочем, в арсенал серьезного искусства самообороны всегда входили подсобные предметы. Если мы внимательно посмотрим на комплекс оружия окинавского кобудо, то мы заметим, что он состоит, в основном, из предметов повседневного обихода или их вариаций, которые могут быть неплохо использованы в качестве оружия (хотя уступают "оружию классическому"), но при этом не рассматриваются как оружие властями. Поэтому можно провести аналогию между кобудо и некоторыми современными стилями, в которых уделяется большое внимание самообороне при помощи современных предметов постоянного обихода - трости, зонта, авторучки, шарфа, пиджака и т. п.

Конечно, человек, практикующий искусство самообороны, может победить голыми руками вооруженного противника, а будучи вооруженным подсобным предметом - и противника с воинским оружием. Однако, как правило, речь здесь идет о поединке продвинутого бойца с человеком, чьи познания в оружии находятся на куда более низкой ступени. Достаточно повнимательнее посмотреть на наиболее часто демонстрируемые приемы обороны от ножа, палки или меча, - атакующий противник выполняет базу, и его движения достаточно просты. С голой пяткой можно ходить на шашку только в том случае, если фамилия Васи, держащего сей острый предмет - Пупкин, а не Чапаев.



Источник: http://polusharie.com/index.php?topic=110289.100
Категория: Разное о будо | Добавил: Yoda (13.12.2010)
Просмотров: 431
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]