Мой сайт

Суббота, 20.04.2024, 13:25

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное о будо

Поклон: Ojirei
Д. Лоре. Перевод С.Тысячник (клуб "Будо", Новоуральск)

часть 1


В благодарности за услуги Ogasawara Sadamune (1294-1350), и, вероятно, потому что сегун признал таланты Sadamune, сёгун назначил Sadamune как должностное лицо, отвечающее за вопросы этикета в пределах разрядов слуг сёгуна. Правнук Sadamune, Ogasawara Nagahide (1366-1424) продолжал в этом направлении и написал первый всесторонний текст об этикете, Sangi Itto, приблизительно в 1380. Название работы Nagahide «Sangi Itto» означает "Три Искусства как Один. " Эти три искусства были этикет (и этика), искусство верховой езды, и стрельба из лука.

В этом трактате есть, например, девять отдельных способов кланяться из положения сидя
Для тех, кто использует их ежедневно, подобно мастерам церемонии чая, они кажутся естественными и изящными. Для большинства же, они являются неуклюжими и неестественными. В школах боевых искусств поклоны базируются почти полностью на моделях Ogasawara ryu, и являются сравнительно простыми. Это, тем не менее, не значит, что они являются легкими. Занимающийся должен помнить множество моментов, пока они не становятся естественной «привычкой». При выполнении поклона стоя, или ritsu-rei, иногда называемого ryurei, или поклона сидя, названным zarei, следует держать некоторые советы в памяти:

Не держите ваши руки натянуто по обе стороны корпуса, и не позволяйте им свисать. Если Вы делаете поклон стоя, позволяйте им скользить ладонями вниз по вашим бедрам. Если Вы сидите, руки идут от ваших бедер вниз к полу перед Вами. Слишком часто японские военные искусства неправильно или неадекватно преподают, как принимать «псевдовоенную позу». Одна из них - глупая привычка к удару (хлопку) ладонями по бокам бедер. Так как значение поклона - демонстрация уважения, смирения и пр., подобное действие (хлопок по бедрам) как бы "смотрите на меня! " выглядит смехотворно. 

Не делайте поклон резко. Наклоните ваше туловище спокойно, сохраняя вашу спину прямой. Пауза, затем выпрямитесь на той же самой скорости. Ваш затылок должен быть на той же самой линии как ваш спинной хребет, когда Вы кланяетесь (не искривляйте шейный отдел позвоночника, пытаясь опустить голову еще ниже, чем ваш общий наклон). Другими словами, не кивайте или не опускайте вашу голову. Склоняйте Вашу верхнюю часть туловища целиком, без отдельного «кивка» головой. Некоторым занимающимся budo говорят, что в поклоне, budoka никогда не должен открывать его глаза от его противника, так как это может кончиться неожиданным нападением.

К сожалению, много преподавателей, которые, возможно, не имели очень хорошей инструкции, повторяют эту информацию неверно, и в результате получают залы, заполненные людьми, кланяющимися друг другу неуклюжим способом, вытягивая шею чтобы держать в поле зрения их партнеров по обучению. Поклон друг другу должен иметь место с надлежащим дистанцированием. Вы должны быть настолько далеко от другого человека, так что Вы можете кланяться правильно и все еще держать его в вашем периферийном видении.

Как упражнение для этого дистанцирования: подойдите так близко к человеку, чтобы Вы могли видеть его ноги, если Вы оба стоите. От такого расстояния, Вы должны быть способны кланяться и держать его полностью в вашем периферийном видении.

Поклон более низко выполняется к тем, кто является старше Вас в dojo. В случае преподавателя или некоторого другого высокого уровня инструктора, Вы будете кланяться им ниже, чем вашим старшим товарищам (sempai). Также, ваш поклон старшему выполняется немного дольше, чем тот человек, которому Вы кланяетесь. Таким образом, старший выпрямляется первым, после этого можете выпрямиться и вы.

Однако, даже с этой основной информацией, детали выполнения правильного ojirei могут быть изучены только практикой. Нужно наблюдать за другими, которые знают, как сделать это и копировать их.

часть 2


Большинство dojo используют следующую версию Ogasawara стиля для поклона сидя. От положения сидя на полу, с согнутыми ногами в коленях под бедрами - это называют seiza, ставим сначала левую руку вниз к полу, затем правую, затем выполняем поклон придерживаюсь траектории, чтобы лоб находился приблизительно поверх треугольника, сформированного большими пальцами и указательными пальцами обеих рук. Однако лоб не касается рук, сохраняется необходимая дистанция между лбом и полом.
Обратное действие совершается «зеркальным» отображением - сначала правая рука двигается обратно к бедру, затем левая.

Одно из объяснений для последовательности. Выполняя поклон таким способом, принимаем во внимание, что каждый носит меч за поясом на левой стороне тела, таким образом, держит правую руку свободно.
(По той же самой причине, этикет этого поклона требует, чтобы человек становился следующим образом на колени: сначала на левое колено, затем на правое. При подъеме порядок также изменяется – сначала правое, потом левое).  Кладя руки на пол в такой последовательности, и достаточно близко, если ситуация потребует того (в случае проявления агрессии со стороны противника) руки могут быть приведены в положение использования оружия достаточно быстро. Примеры подобных вариантов можно встретить при выполнении некоторых форм в отдельных видах школ иайдо. Заметьте, однако, что это было одно из объяснений.

Есть другие теории для развития этого поклона. Но в любом случае, не используйте поклон как некоторый агрессивный акт. Некоторые dojo практикуют одновременное размещение рук на пол (руки одновременно кладутся на пол) при поклоне kamidana или sensei, так как ни один из них не "враг" и подобный жест подчеркивает абсолютную степень доверия.

При начале и завершении обучения, поклоны могут быть объявлены устными командами. Вы могли бы слышать "shinzen ni rei" (кланяться kamidana), " sensei ni rei" (кланяться преподавателю), или "otagai ni rei" (кланяться друг другу). В иных случаях член dojo, как ожидается, будет знать, когда кланяться без команды, например при входе или выходе из зала или партнеру прежде и после практики.

Также существовали некоторые методы кланяться, которые использовались мужчинами в доспехах, например, встать на одно колено и касаться единственной рукой земли. Если оружие вовлечено в ритуал поклона, оно помещалось на полу около или перед собой.

Положение Seiza - на коленях. С положения стоя опускаем левое колено сначала, согласно Ogasawara традиции. В некоторых формах этикета, как например школ церемонии чая, ученик становится почти одновременно на оба колена, однако, тем не менее, левое колено касается пола только лишь на одно мгновение перед правым. В большинстве традиций, из положения стоя вы опускаетесь на колени, когда обе пятки на одном уровне (сведены вместе, носки врозь). Существуют традиции в отдельных школах, когда, чтобы сесть, Вы отставляете ногу назад (или вперед) на расстояние в одну стопу немного прежде, чем Вы становитесь на колени. При этом перемещение ноги назад также должно быть обусловлено традицией. Назад вы можете отшагивать только с левой ноги. Отшагивая правой ногой назад, вы можете показать свою трусость или нерешительность.

Большинство европейцев спросит, почему бы не поставить сначала одну ногу на пол, оставаясь стоять на одном колене (подобно европейским обычаям), и затем привести вторую ногу вниз? Ведь, по мнению большинства – позиция на одном колене более устойчива и удобная, нежели пытаться делать это почти одновременно. Однако, попробуйте это сделать, одев традиционное церемониальное кимоно, и Вы будете видеть, что трудно обойтись без соблюдения правильного способа сесть. Поскольку ваше кимоно не позволит делать вам слишком больших движений, и это будет иметь неприятный вид, позволяя полам кимоно задираться при постановки ноги на «высокое» колено.

часть 3


Для понимания этого момента вы можете сделать следующее упражнение (которое не является эквивалентом движения, но, тем не менее, даст вам хорошее впечатление о правильности вашего движения)

1. Возьмите ремень или пояс
2. перевяжите туго ваши ноги по середине бедра
3. попробуйте сесть просто выставив или убрав левую ногу (встать на колено и оставив правую ногу 90градусов в сгибе).
Подобное действие причинит вам немало неудобств.
4. теперь попробуйте сесть, одновременно сгибая колени (держа спину при этом прямо, не наклоняясь вперед), поставьте левое, а затем сразу же и правое колено на пол.

Таким образом, выполнив данное упражнение, вы получите простое объяснение тому, почему неудобно опускаться в Seiza как большинство европейцев (став на одно колено, оставив другое вверху). Кроме того, спина при опускании вниз не должна сгибаться, ваш корпус располагается по возможности прямо. Представьте, что вы носите за поясом оружие – выполните движение так, чтобы ножны вашего оружия опускались параллельно полу, не позволяя кончику ножен уходить слишком сильно вверх за вашей спиной.

После того как ваши колени коснулись пола, Вы садитесь, опуская ягодицы на пятки. Ваши пальцы ног в этой точке отведены от вашей стопы и не лежат на полу. Это положение называют kiza.
Kiza - положение, в котором воин наиболее часто держал себя при заседании формально.
Для seiza, это - промежуточный пункт. После того, как Вы находитесь в kiza, вы толкаете ваши бедра вперед, и ваши пальцы ног выправляются и кладутся на пол.

Еще одно упражнение которое вы можете выполнить, чтобы оценить вашу скорость выполнения. Не делайте seiza слишком быстро, «падая» на ноги.

1. положите легкий лист бумаги или лучше перо перед собой там, где должны оказаться ваши колени, когда вы сядете
2. выполните seiza из положения стоя
3. Вы должны становиться на колени так гладко и спокойно, что перо не двигается от воздуха, который Вы могли бы вызвать.

После того как вы сели, ваше положение будет нуждаться в некоторой наладке.
Не проваливайтесь.
Не выдавайте ваш живот вперед.
Один из способов принимать правильное положение состоит в том, чтобы вообразить, что у вас есть крючок на затылке (где наиболее высокая точка вашего черепа), он (крючок) связан с веревкой, которая протягивает Вас до потолка. Или вообразите, что потолок находится прямо над вашей головой и вот-вот упадет, и это - только ваше положение держит его.
Однако, не напрягайте шею.
Чуть опустите ваш подбородок.
Не наклоняйте голову вперед. Не высовывайте ваш подбородок.
Вообразите, что Вы носите серьги и что-то подобное в ушах, если они падают, они должны упасть, «ударившись» о ваши ключицы. Т.е. проекция кончиков ушей не дальше костей ключиц.
Руки лежат на ваших бедрах.
Часто можно видеть позу в seiza с кулаками, упирающимися в бока бедер. Не подражайте им, это не соответствует традиции.
Держите обе руки на ваших бедрах спокойно, но не расслабленно (расхлябанно). Не прижимайте руки (плечи, предплечья) к своим бокам по корпусу слишком напряженно.

Для контроля расстояния и необходимого количество давления сделайте следующее упражнение:

1. возьмите два яйца, зажмите яйца между плечами и корпусом, т.е. ниже под вашими подмышками, чуть выше локтей
2. напряжение (усилие) должно быть достаточно, чтобы удержать яйца от падения, но не так напряженно, чтобы их раздавить.

Колени не прижимаются друг к другу, а находятся на расстоянии, так что Вы имели бы достаточно места, чтобы поместить ваши кулаки между коленями. Для женщин расстояние между коленями должно быть меньше, чем у мужчин. Это - предписание Ogasawara метода. Некоторые dojo не делают подобное различие. Но традиционно считается, что женщина, сидящая с широко расположенными как у мужчин коленями не выглядит "надлежащим" образом в контексте традиционных японских искусств. Точно так же как и мужчина, сидящий со сведенными вместе коленями выглядел бы также странным.

Опустите ваши плечи. Современные люди, особенно Западные жители, имеют тенденцию принимать положение как на официальном заседании, в котором плечи раздвинуты широко и являются высокими. Опустив плечи правильным образом Вы обнаружите, что ваш спинной хребет имеет тенденцию выправляться так, как это должно быть.
Когда Вы кланяетесь, не поднимайте ваши бедра от ваших пяток слишком высоко.

часть 4


После того как вы поклонились, Вы должны встать снова.
Конечно, Вы могли бы просто выставить одну ногу вперед, и, опираясь руками о колено, помочь своему корпусу подняться. Это было бы легко. Но конечно, это - не Ogasawara стиль.
Выполните подъем правильно.
Вы находитесь в положении сидя, поднимитесь на носки и примите положение kiza.
Передвиньте (поставьте) вашу правую ногу вперед. Не выдвигайте ногу слишком далеко. Ваши пальцы не должны находиться дальше уровня вашего левого колена, которое лежит на полу.
Отсюда Вы поднимаетесь прямо вверх.

Для выполнения этого движения правильно, сделайте следующее упражнение:

1. сядьте перед стеной на расстоянии примерно 10-15 см от стены (это расстояние примерно вашей ладони)
2. встаньте, не касаясь коленом, головой и пр. частями тела стены.

Если Вы встанете правильно, вы не должны натолкнуться на стену лбом во время подъема и не должны касаться правым коленом, когда выставляете ногу вперед.
Подъем происходит "подобно столпу дыма" согласно Ogasawara ryu – вверх, без наклона корпуса вперед.
Поставив вашу правую стопу на такое расстояние, чтобы при подъеме ваше колено не касалось стены, опустите бедра. Таким образом, вы не позволите своему корпусу заваливаться вперед, на стену.
Следите также за тем, чтобы не отклоняться и прогибаться назад.
Сложности возникают, потому что большинство европейцев встают «с плеч», тем самым, наклоняясь вперед или прогибая спину назад, чтобы не столкнуться носом со стеной. Выполните подъем при помощи бедер, а не при помощи плеч, ваше движение должно начинаться с ваших бедер.
Выполнив это упражнение у стены, постарайтесь контролировать свое тело, когда выполняете подъем на свободном пространстве. Ваша правая нога не должна слишком далеко выходить вперед.
После подъема выполните подшаг левой ногой к правой.

Вам может показаться это трудным, но если Вы будете делать это много раз, ваше тело станет более дисциплинированным и послушным к требованиям budo.

Выполняя поклоны (стоя или сидя) не делайте это механически, поклон – это выражение уважения и признательности. Если вы не испытываете этих чувств и делаете поклон только лишь из рефлекторности движений, вы забываете тренировать главное – budo.

Будьте также внимательны в dojo – существуют ukerei ("получающий поклон") и okuri-rei ("даривший поклон") - два колеса одной и той же повозки. Студент должным образом благодарен за инструкцию; преподаватель должен быть одинаково благодарен за наличии тех вокруг него, кто учится у него его искусству.

Поклон друг другу – благодарность за взаимное обучение.
Не забывайте отдавать благодарность в обмен на благодарность, иначе однажды может так случиться, что это может уничтожить близость между преподавателем и его студентами, или между студентами друг к другу.

Некоторые вновь прибывшие в dojo могли бы возразить против поклона, потому что они чувствуют в этом религиозное значение. Или же другим может показаться, что в поклоне преподавателю или старшему они выполняют некоторый вид подчинения, которое является непристойным в демократическом обществе, тогда как рукопожатие могло бы быть более демократично. Ответы на эти вопросы новички должны понять, изучив историю того, чем они собираются заниматься и приняв (или не приняв) это.
"Религиозное" значение для ojirei подобно поддержанию тихого самообладания в церкви или другом храме. Демонстрируя уважение в вашем положении и поведении Вы не обязательно вовлечены в фактическое религиозное поклонение: это - только способ, которым Вы выражаете внутреннее спокойствие и благодарность (уважение). Факт, что сторонники религиозного учения могли бы кланяться в святыне Синто или в храме Будды в Японии, не подразумевает, что поклон, сам по себе, религиозный акт.
Это - способ приветствовать или продемонстрировать ваш внутренний настрой, способ успокоить и смирить ваше сознание.

Что касается демократично ли это в смысле, что Вы должны поклониться прежде, чем кто - то еще? Но budo – это не демократия. Корни его находятся в феодализме. Независимо от того, как современно стало budo и насколько может продолжить развиваться. Если люди теряют контакт с корнями, истоками, то это больше не будет budo. Именно поэтому, такое действие как рукопожатие - не соответствующая замена поклона в dojo. Акт поклона передает чувства и отношения, которые не могут демонстрироваться с рукопожатием или некоторой другой формой приветствия. Поклон уникален. Учитесь делать это правильно.
Категория: Разное о будо | Добавил: Yoda (15.12.2010)
Просмотров: 681
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]