Мой сайт

Четверг, 25.04.2024, 04:54

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное о будо

Традиционные боевые искусства как специфический вид культурного наследия.
Традиционные боевые искусства как специфический вид культурного наследия.



1) Введение

Традиционные боевые искусства (далее – Б.И.) с одной стороны имеют тесную взаимосвязь со спортом, будучи видом деятельности, направленным на развитие определённых качеств человека через физическую активность. С другой, культивирование традиционных БИ – это сохранение части мирового культурного наследия, и в этом аспекте они часто приходят в противоречие с тенденциями развития современного спорта. Неоднозначность, двойственность роли традиционных Б.И. в обществе, находящихся на стыке культуры и спорта, стали объектом интереса данной публикации.


2) Актуальность традиционных Б.И. в современных условиях.

Проиллюстрировать важность историко-культурной функции Б.И. может феномен роста популярности их восточных видов во второй половине двадцатого века. Менее чем за полвека абсолютно до того не известные, экзотические школы заняли стабильные позиции на рынке физически активного досуга и спорта, существенно потеснив виды, культивировавшиеся в европейской цивилизации столетиями. Притом что ранее, наоборот, восточные виды равнялись на достижения европейского спорта, как например Дзигаро Кано при создании дзюдо. О причинах этого высказываются различные мнения. Свой вклад внесли и кинематограф, и привлекательность экзотической и загадочной новизны, и мировоззренческие поиски эпохи постмодернизма, обращавшиеся к дальневосточной философской традиции, и предшествовашее этому первое тесное знакомство широких масс населения Европы и США с дальневосточными культурами в ходе крупных военных конфликтов в регионе. Но все эти факторы могли бы объяснить всплеск моды, а не тот устойчивый интерес, который позволил восточным направлениям стать массовыми и твёрдо занять своё место в западной культуре. Нужно разобраться, что именно смогли предложить восточные школы, чего не было у их западных конкурентов и было востребовано в тот момент в обществе. Практически, в плане техники, как можно увидеть сегодня, почти ничего уникального, принципиально неизвестного на Западе восточные школы не принесли. Опыт состязательных поединков представителей различных школ (К-1, ММА и др.) показывает, что представители классических бокса и борьбы уверенно противостоят своим «восточным» коллегам. Богатство техники, уровень её развития, методическая проработанность классического фехтования ничуть не уступит японским или китайским оружейным школам. Многие элементы, ставшие «визитной карточкой» восточных школ, на самом деле были известны и до их прихода, так, например, работа ногами в верхний уровень была развита в французском саватте. Безусловно, взаимодействие с восточными видами обогатило европейские БИ, а знакомство с техниками «внутренних» стилей расширило наши знания о биомеханике единоборств. Но этого недостаточно, чтобы объяснить столь массовый интерес. Следует поискать и другие факторы, более из области культуры, нежели практики.

Автор считает, что таким уникальным фактором стала именно опора на традицию. Восточные школы смогли предложить нечто большее чем просто комплексы техник, они предложили образ жизни, вовлечённость в непрерывную преемственность совершенствования, уходящую в прошлое по линии передачи традиции и в будущее через учеников. То, чего не хватало европейским школам, позиционировавшим себя либо как узкоприкладное занятие, либо как рафинированный спорт. Этому способствовали как объективные, так и субъективные моменты. С одной стороны, объективно восточные школы, в силу консерватизма породивших их обществ, сохранили больше архаичных элементов, чем их западные аналоги. Прогресс западного общества, как в технологических возможностях, так и в общественных отношениях, способствовал и постепенной эволюции Б.И, приспосабливавшихся к новым задачам. Восточные же культуры, проходившие под влиянием Запада модернизацию «рывком», вошли в эпоху модерна и постмодерна с ещё живыми архаическими традициями. Субъективным же фактором является то, что носители этих традиций сумели осознать их культурную ценность и найти механизмы их сохранения в меняющемся мире.


3) Определение понятия традиционного боевого искусства, его отличия от других видов боевых искусств.

Под боевым искусством (далее – БИ) здесь и далее автор понимает комплекс физических возможностей, знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду успешно вести физическое противоборство с другим индивидом или группой, с применением предметов и без. Темой данной работы являются оружейные виды БИ, то есть те виды, в которых применяются те или иные виды оружия.

Боевые искусства в человеческой цивилизации выполняют целый ряд социальных функций, далеко выходящих за рамки их изначального, сугубо прикладного понимания. Можно различить следующие функции:


1) Прикладная. Собственно физическое продиводействие действиям других лиц в рамках задач военных, полицейских, гражданской самообороны и других.


2) Состязательно-зрелищная. В этом случае ставится цель победы над оппонентом в рамках состязания по определённым правилам, как правило, в присутствии зрителей.


3) Физкультурно-оздоровительная. Целью занятий БИ является улучшение физических возможностей занимающегося.


4) Воспитательная. Занятия БИ рассматриваются как инструмент формирования личности занимающегося.


5) Историко-культурная. Изучение БИ имеет целью сохранение его как живого элемента исторического и культурного наследия.


6) Художественно-эстетическая. Здесь важнейшим является воздействие на зрителя, в качестве примеров можно привести сценическое фехтование, постановку боевых трюков в кино, арт-фехтование.


7) Ритуальная. Редкая в наше время функция, когда физическое противоборство является религиозным ритуалом.

Как правило, конкретный вид БИ сочетает несколько функций из вышеперечисленных.

Под традиционными БИ автор понимает те их виды, которые, полностью сформировавшись в определённых социальных условиях и для решения определённых задач, продолжили своё существование и после утраты прикладного значения, как некая культурная традиция.

Примерами традиционных оружейных БИ могут быть как дошедшие до нас с живой, непрерывной линией передачи восточные школы, так и современные реконструкции европейских фехтовальных систем средневековья, ренессанса и нового времени.

Особенностью традиционных Б.И. автор считает важность историко-культурной функции, не исключая при этом актуальности и каких-либо других. В спортивных же БИ во главу угла ставится состязательная функция. Из этого различия вытекают и все особенности работы тренера в спорте высоких достижений и в традиционных БИ.


4) Специфические особенности организации тренировочного процесса в традиционнных оружейных Б.И.

Как уже говорилось выше, смысл традицинных школ состоит в изучении, сохранении и передаче практических умений в условиях утраты их прикладного значения. Проще говоря, мы должны учить и учиться так, как учили тогда, когда эти умения использовались на практике и школа являлась прикладной. По сути, традиционная школа – это прикладная, утратившая практическое значение. В этом главный парадокс живой традиции – если спортсмена мы готовим к вполне реальному бою на предстоящих соревнованиях, то ученика «старой» школы мы готовим к бою, который не состоится никогда. Это определяет особенности преподавания традиционных техник на всех уровнях: методическом, тактическом и техническом – они ближе к прикладным, нежели состязательным.
Деятельность преподавателя традиционной школы БИ находится на стыке спорта как развивающей физической активности, и культуры как технологии сохранения и передачи цивилизационного опыта. Она требует как спортивных знаний об анатомии, физиологии, теории тренировочного процесса, спортивной медицине и психологии, так и представлений о социальных и исторических корнях изучаемой школы. Требует ответственности и профессионализма и как тренера, и как историка, культуролога. С одной стороны, современные знания дают нам необходимые инструменты понимания исторических техник. С другой стороны, распространённой ошибкой являются попытки судить исторические техники только глазами современного человека, не вникая в тонкости исторического контекста их возникновения. Решения, кажущиеся очевидными для нас сегодня, не обязательно будут таковыми для представителей иной историко-культурной среды.

Здесь очень важно понять различие целей и вытекающее из этого различное отношение к состязательному поединку. В спортивном единоборстве состязательный поединок по установленным правилам является абсолютом, которому подчинено всё остальное. Победы в таких поединках – главное, к чему готовят спортсмена. Но любой такой поединок это ограниченная правилами условность. Естественно, что если мы возьмём оружие, аналогичное по своим свойствам боевому, и будем им действовать как в бою, результат тоже будет соответствующим – тяжёлые, опасные для жизни травмы. Поэтому в состязательных поединках существуют различные ограничения.

Таковыми могут быть:
а) изменение свойств оружия
б) использование защитного снаряжения
в) ограничение диапазона допустимых технических действий
г) ограничение силы воздействия
Как правило, используются одновременно несколько из перечисленных типов ограничений.

Каждое из этих ограничений неизбежно имеет свой негативный эффект. Так, изменение свойств оружия приводит к появлению ложных динамических стереотипов при работе с ним; защитное снаряжение может ограничивать движения, обзор, а также создаёт иллюзию безопасности; ограничение техники обедняет технический арсенал бойца; необходимость сдерживать силу воздействия также создаёт неверный динамический стереотип удара или укола.

Оценка эффективности технического действия также будет в той или иной мере условной. Так, например, учёт попаданий в любую точку тела в состязательном поединке ведёт к привычке зарабатывать очки малоэффективными в реальности действиями, введение же зон поражения отучает спортсмена защищать не входящие в них части тела. Таким образом, любой состязательный поединок является лишь неким приближением к реальному бою. Ни один вариант правил для условного, безопасного поединка не может претендовать на полное и достоверное моделирование поединка реального, боевого. Мы можем лишь выбирать ту или иную степень условности, сообразуясь со стоящей перед нами задачей. Поэтому, в отличие от спортивных, в традиционных БИ состязательный поединок не абсолютный критерий оценки, а лишь часть тренировочного процесса и один из методов контроля результатов.
Методические особенности традиционных школ.
Первая важная особенность традиционных школ – в отличие от спорта, они предусматривают не выход на пик спортивной формы, а обеспечение постоянной готовности на фоне повседневной деятельности. Это является особенностью любой прикладной школы, не только традиционной. Соответственно становится невозможным обычный тренировочный план. Это не значит, что тренировочный процесс не планируется вообще, но он принимает вид бесконечного нелинейного макроцикла. Требование постояной готовности касается всех характеристик - технической, тактической, но более всего – физической. Об этом фундаментальном отличии прикладной подготовки от состязательной знали ещё в античности: «Телесные качества и образ жизни атлета и солдата во всем отличны… Атлет должен сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараться развить крепость тела и сохранить ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступления от образа жизни; тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям, прежде всего – способно легко переносить недостаток еды и сна»[1]. В спортивных БИ необходимо как минимум не уступать, а лучше – превосходить противника в физических кондициях. В прикладных и традиционных школах физподготовке безусловно уделяется внимание, но при этом учитывается, что физическая форма нестабильна, и в боевой ситуации противник может иметь преимущество.
Кроме того, в отличие от спорта противник не будет обязательно в той же возрастной, весовой и т.д. категории. Отсюда больший упор на овладение техникой, позволяющей компенсировать физическое превосходство оппонента, ибо навыки являются более стабильными, чем физическая форма.

Ещё одна причина, по которой в современном спорте большее значение придаётся физической подготовке – стабильность её эффекта при меньших затратах времени. Программа физической подготовки, построенная на современных знаниях физиологии человека, представляет из себя своего рода технологический процесс, при правильной реализации приводящий к предсказуемому результату. Если орган или группа органов регулярно получают определённый вид нагрузки определённых интенсивности и объёма, в них будут происходить предсказуемые структурные изменения. Например, если человек пробегает заданную дистанцию в заданном темпе, он получит конкретную, измеряемую нагрузку, независимо от того, насколько осознанно он это делает. Это позволяет построить тренировочный план с конкретными сроками достижения нужного результата. Освоение же сложных технических действий требует осознанных, целенаправленных умственных усилий занимающегося. Это очень зыбкая, малопредсказуемая область, так как особенности восприятия будут строго индивидуальны, кроме того, внутреннюю умственную активность трудно контролировать извне, в отличие от внешней, физической. Тренер может просчитать полученную физическую нагрузку, но он не сможет так же точно оценить интенсивность и качество идеомоторной тренировки, проводимой бойцом самостоятельно. Одному, например, для начального изучения технического действия потребуется сотня повторений, а другому – тысяча. Да и в целом сроки освоения техники до мастерского уровня гораздо дольше, чем время достижения нужной физической формы. Поэтому в ситуации, когда от тренера требуется осязаемый результат в конкретные сроки, как это происходит в большом спорте, опора на атлетический аспект становится предпочтительной стратегией. «Для искусства дзюдо время безразлично, важно совершенство, для спорта же в расчёт берётся результат, полученный в разумный отрезок времени».[2]

Другая существенная черта традиционных Б.И. – отсутствие отбора в современном спортивном понимании. Если задача тренера в спорте высоких достижений – подготовить одного чемпиона, отобрав из доступной выборки кандидатов, наиболее соответствующих требованиям выполнения успешной техники, то преподаватель прикладной либо традиционной школы должен в идеале подготовить каждого из выборки, подобрав, приспособив технику для него индивидуально. Например, учитель фехтования не мог отказать дворянину, считая его «бесперспективным», иначе быстро потерял бы клиентуру. В случае, когда мы имеем возможность отбора, физические возможности противников оказываются примерно равными, что приводит и к некоторой унификации техники – нужно делать то, же, что и противник, только лучше. В случае же существенного неравенства по физическим возможностям, попытка работать симметрично заведомо обречена на неудачу. Приходится искать асимметричные решения, что стимулирует расширение технического арсенала. Можно предположить, что возможность отбора наиболее приспособленных к конкретной задаче в принципе не способствовала возникновению и развитию школ Б.И. Совершенствование техник происходило обычно тогда, когда требовалось готовить массовые контингенты. Так, развитие европейской фехтовальной традиции объясняется тем, что готовность к дуэли была необходимым элементом поддержания статуса почти каждого представителя дворянского сословия. Традиции поединков существовали в разных обществах, но там, где это было делом узкой профессиональной страты, редко можно наблюдать появление развитых школ.

Ещё одна особенность, также заставляющая иначе строить тренировочный процесс – отсутствие постепенного роста. В спорте карьера спортсмена развивается поэтапно, и начинающий может совершенствовать свою технику «по ходу дела». Ему не обязательно победить чемпиона на первом же турнире. В боевых же условиях после проигранного боя второго уже не будет. А противник может оказаться любой. Необходимость выпускать сразу бойцов определённого уровня требовала от традиционных школ иного подхода к освоению техники, длительной «шлифовке» её в формальных упражнениях –«ката» и т.д.
Технические особенности традиционных школ.
Важнейшим отличием в техническом плане является то, что спортсмен как готовится, так и выступает с одним и тем же оружием. В спорте нет разницы между действиями оружием на тренировке и в схватке, так как в обоих случаях используются безопасный спортивный инвентарь и необходимое защитное снаряжение. В «старых» же школах готовили к действиям боевым, опасным оружием, а в тренировочной практике наряду с ним использовали и те или иные безопасные его имитаторы. Об этом уже говорилось выше касательно роли практики состязательного поединка. Однако свойства оригинального оружия и имитатора неизбежно будут отличаться. Поэтому если ставить приоритетом соревновательную практику, у обучающегося будут создаваться динамические стереотипы действий учебным оружием, а не боевым. Неизбежно будут возникать навыки, неприменимые с боевым клинком, и наоборот, необходимые для успешного его использования вырабатываться не будут. Отсюда вытекает характерное для традиционных школ, особенно восточных, внимание к точному исполнению формальных упражнений. Так, в современном кендо, несмотря на заметную его эволюцию в сторону спорта, наряду с обучением действиям в схватке на безопасном оружии, сохраняются обязательные для разучивания формальные комплексы упражнений – «ката», призванные передать в какой-то мере навыки действий реальным боевым мечом. В «старых» школах корю кендзюцу этому уделяется ещё большее внимание. Ставится задача сначала сформировать у обучающегося правильные динамические стереотипы работы с боевым оружием, и только потом допускать его до тех или иных форм вольного боя на оружии безопасном.
Тактические особенности традиционных школ.
Основным отличием в тактике между состязанием и боем является то, что в бою нет права на ошибку и нет права на эксперимент – его цена слишком высока. В спортивном фехтовальном поединке можно пропустить несколько уколов, чтобы выявить манеру действий противника и выработать правильную схему противодействия. Здесь возможно планирование боя, основанное на достоверных знаниях о противнике. В бою как правило для такого планирования нет доступной информации, и вместо построения схем актуальным становится правильное реагирование на текущую ситуацию.


5) Заключение.

Преподавание традиционных боевых искусств тесно связано со спортом, требует специфических спортивных знаний, но при этом выходит за рамки чисто спортивной деятельности. Даже с формально юридической точки зрения, традиционные Б.И. – это не спорт. Согласно текущей редакции Закона о спорте Латвийской республики, спорт – это «все виды индивидуальной либо организованной деятельности, направленной на сохранение и улучшение физического и духовного здоровья, а также на достижения в спортивных соревнованиях»[3]. Следуя этой формулировке, традиционные виды Б.И., ставящие во главу угла сохранение своей традиции как культурного наследия, нельзя считать видами спорта. Вместе с тем, тесная связь с близкими спортивными дисциплинами предполагает взаимовыгодное сотрудничество. Сильной стороной современного спорта является научный, верифицируемый и систематический характер знаний. Традиционные же знания и методики, пришедшие к нам из доиндустриальной эпохи, обычно носят эмпирический характер. Они передают последовательность действий, приводящих к желаемому результату, но не всегда могут рационально объяснить, почему следует действовать именно так. Научный подход к изучению традиционных техник способен открыть нам новые грани их понимания, повысить эффективность обучения. Кроме того, для старых школ свойственен некоторый изоляционизм, оставшийся со времён, когда секреты техники были закрытой информацией, предназначенной для узкого круга лиц. Открытые и системные знания современной спортивной науки позволяют увидеть школу со стороны, понять её место в общей культуре Б.И.

С другой стороны, для спортивных видов оружейных БИ опора на традицию, понимание боевого искусства в широком плане, включающем историко-культурный, а не только спортивно-состязательный аспект, позволяет решить следующие важные задачи:

Во первых, наблюдаемый нами интерес общества к традиционной культуре позволит таким образом привлечь к занятиям спортивными единоборствами больше людей. Специфика спорта высоких достижений такова, что во главу угла ставится наивысший результат, достигают которого единицы. Сколько бы ни было участников состязания, место на вершине пъедестала только одно. «Большой» спорт априори занятие узкого круга людей. Изучение же техник фехтования как культурного наследия позволяет сделать занятия ими частью образа жизни и существенно расширить круг занимающихся. Массовость, в свою, очередь, увеличивает как финансовые возможности вида спорта, так и круг людей, среди которых идёт отбор кандидатов для спорта высоких достижений. Это особенно важно в нашей ситуации, когда возможности государства по содержанию и развитию спортивных школ снижаются.

Во вторых, традиционным боевым искусствам свойственна комплексность, многозадачность. В рамках занятий ими могут успешно выполняться многие из вышеуказанных функций. В зависимости от поставленной задачи могут достигаться цели оздоровительные, воспитательные, эстетические. Это улучшает образ вида спорта в массовом сознании, способствует его позитивному восприятию.

В третьих, понимание своего вида единоборств шире, чем просто умение побеждать в условном поединке по определённым правилам, открывает возможности для продолжения деятельности после завершения активной соревновательной карьеры спортсмена. Традиционные боевые искусства – это занятие, которому можно посвятить всю жизнь и каждый день узнавать для себя что-нибудь новое. Хорошим продолжением карьеры спортсмена может стать изучение и преподавание традиционной школы фехтования. Спортивный опыт даёт существенное преимущество в изучении традиции. И даже если заниматься этим профессионально не получится, возможность остаться в своём виде в новом качестве и продолжить совершенствование позволит психологически смягчить момент ухода из «большого» спорта, сохранить самооценку и позитивный настрой, избежать личностного кризиса и успешно реализовать стратегию «двойной карьеры».


Таким образом, развитие традиционных видов боевых искусств в сочетании со спортивными способно позитивно влиять на обе стороны, взаимно обогащать их, привлекать широкие массы интересующихся. Вместе с тем необходимо осознавать специфику обоих направлений и вытекающие из этого особенности организации тренировочного процесса.




Литература


1) Плутарх, «Сравнительные жизнеописания» Изд-во Акад. Наук СССР М. 1962

2) «Хидэн», научно-методический сборник, выпуски 1-7, М. 2008-2012

3) Озолин Н.Г. «Наука побеждать. Настольная книга тренера» М.: «Аст», «Астрель» 2006

4) Новосёлов В.Р., «Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI – начале XVII столетия» Сп-Б: «Атлант» 2005

5) Хаттон А., «Меч сквозь столетия», Пер. с англ. М: «Ццентрполиграф» 2005

6) Кастл Э., «Школы и мастера фехтования», Пер. с англ. М: «Центрполиграф» 2008

7) Мовшович А.Д. «Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка» М.: «Академический Проект» 2008

8) Турецкий Б.В. «Обучение фехтованию» М.: «Академический Проект» 2007

9) Плахоцкий С.В. «Кендо. Никому не нужные советы» Тверь: «Тверская областная типография» 1998

10) Милковский Е. «Искусство спортивной борьбы Японии», Пер. с польского И.И. Лучица-Федорца -Минск «Полымя» 1991 стр. 46.

11) Закон о спорте Латвийской республики, редакция от 01.08.2009

12) Smith, John Edward „Foil fencing. The tehniques and tactics of modern foil fencing” Summersdale Publishers Ltd Chichester 2003





[1] Плутарх, «Сравнительные жизнеописания» т.2 стр. 6 Изд-во Акад. Наук СССР М. 1962

[2] Милковский Е. «Искусство спортивной борьбы Японии», Пер. с польского И.И. Лучица-Федорца -Минск «Полымя» 1991 стр. 46.

[3] Закон о спорте Латвийской республики, редакция от 01.08.2009
Категория: Разное о будо | Добавил: Yoda (18.11.2012)
Просмотров: 464
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]