Мой сайт

Воскресенье, 05.05.2024, 13:43

Приветствую Вас Гость

Block content


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное о будо

Взгляд на боевые искусства
Взгляд на боевые искусства

Вопрос: Снова и снова я слышу истории о том, как уличный боец побил мастера боевых искусств. Меня это смущает. Почему так получается? Почему человек, изучающий боевое искусство, не взял верх. Может все эти боевые искусства - блеф? Кто-нибудь слышал, как любитель боевых искусств победил уличного бойца?
ironmongoose. (14 мая 2004).

Существует множество причин. Если честно, ни одна из них не удивит человека, серьезно интересующегося данной темой. В общем, тренировки в клубах боевых искусств не приспособлены для обучения бою. В том виде, как они практикуются в Северной Америке, боевые искусства не нацелены на бой, и успехи на тренировках не означают успеха в бою.
Почти никто не знает, "как узнать какую именно технику выполнить?". Ученик знает много техник, но не умеет правильно выбрать технику и выполнить ее правильно в нужный момент. Так что в условиях боя он застывает.
Тренировка нацелена на высшие достижения, а не на "улучшение результата". Ученики нацелены на призы, победы, позирование на фоне спортивных трофеев. Хорошая подготовка к турнирам, но не к бою.
Боец должен иметь опыт боев, но часто ученики не дрались со времени учебы в школе (спарринги не считаются).
Многие не тренируются с оружием и против оружия.
Многие не представляют себе динамику настоящего конфликта, не понимают значение вербальной тактики, вторжения, тактики" удара для сосунка", отвлечения и противодействия подобным приемам. Часто все представления сводятся подобию спарринга или к техникам джиу-джитсу типа болевого замка.
Мозг. Наш мозг состоит из трех частей: "Мозг рептилий" - мозговой ствол, управляющий дыханием, пищеварением, сексуальными рефлексами и т.д.; "Мозг леопарда" - лимбическая система, эмоции, боевые рефлексы; Большие полушария головного мозга ответственные за мысли, стандартные рефлексы, обычное обучение. Объединяет эти части мозга ретикулярная активационная система, которая одновременно работает как переключатель.
НАПАДЕНИЕ. Для среднего законопослушного человека нападение - всегда вызывает шок, "чертовски неприятный момент". Я называю здесь нападением покушение на ваше здоровье, а не соревнование: какой-то тип с топором влез в окно вашей спальни, или в момент, когда вы открываете дверь в машину грабитель толкает вас и требует отдать бумажник, или снять штаны. В таких ситуациях ретикулярная активационная система передает управление лимбической системе, отбирая его у больших полушарий .
ПРОБЛЕМА. Мы обучаемся с помощью коры головного мозга, но она не участвует в реакции на критическую ситуацию. На первый план выходит лимбическая система. Происходит выброс адреналина и возникает весь набор неприятных ощущений, мы теряем контроль над точными тонкими движениями. Некоторые люди даже диссоциируются от ситуации и потом утверждают, что "как будто смотрели фильм". У нас есть на такой случай набор инстинктивных реакций - драться, убегать, подчиниться, принимать угрожающую позу, застыть. Есть также набор инстинктивных движений, приспособленных для выживания, когда внешний стимул возникает слишком быстро. Эти жесты обычно называются уклоны "соревнуются" и "соединяются" с приобретенными навыками, например, с техникой боевых искусств.
РЕШЕНИЕ SPEAR(Spontaneous Protection Enabling Accelerated Responce) - Естественная Защитная ускоренная реакция.(Игра слов слово "spear" означает "копье"). Эта система учитывает все сказанное выше в своих методах тренировки и тактике. Она превращает инстинктивные жесты в нечто функциональное и боевое, оптимизирует эффективность действий в ситуации самозащиты. Хотя объяснение может показаться вам слишком сложным, сама система проста и может быть быстро изучена и соединена с уже существующими навыками. Один простой пример: Когда вы уклоняетесь, ваша рука непроизвольно поднимается вверх, чтобы защитить голову. Тем самым вы уже принимаете исходное положение для ударов ладонью, локтем, предплечьем, и т.д. Подход в SPEAR многосторонний. Вы не говорите: " Если он в правосторонней стойке, и он бьет левой рукой и линия удара пересекает центральную линию, тогда надо делать так:... Мы не можем так проанализировать ситуацию с помощью лимбической системы. Вы можете найти подробное исследование на эту тему в книгах и фильмах Tony Blauer.
Народ, если что-то не работает, перестаньте это делать, измените содержание своих тренировок. Посмотрите на старших учеников, которые изучают то же, что и вы, но на несколько лет дольше. Не остались ли они дилетантами в уличных схватках? Не передвигаются ли они до сих пор "как дверь" только чуть быстрее? Может они до сих пор не умеют обезоружить нападающего с ножом? А как насчет нескольких нападающих? Если вы изучаете то же что и они, почему вы должны ожидать других результатов? Многие мои знакомые и партнеры по тренировкам успешно защищают себя в барах, клубах, на улице, некоторые работают вышибалами. Мне известен один яркий случай, когда один из учеников школы вин-чун обезвредил хулигана с ножом. Нападение окончилось тем, что хулиган порезал сам себя, а N
Aaик связал его и оказал первую помощь. Эта история обошла в свое время американские газеты, которые заодно перемыли кости всем школам боевых искусств. Кажется, это случилось три или четыре года назад. Любая система, серьезно обучающая самозащите, имеет в своей летописи несколько подобных случаев успешного применения навыков, изученных в школе: женщина, которая завалила серийного убийцу (или насильника) классической комбинацией (система Blauer), прямые удары, которые очистили путь длиной в два квартала и спасли жизнь (Джет Кун-До). Если за десять лет в школе боевых искусств не накопилось хотя бы несколько таких эпизодов, это повод задуматься.
Я считаю, что все боевые искусства развились из способов самозащиты - это просто предположение, основанное на здравом смысле. Многие системы исполняли также социальные функции, являясь предметами культурной и художественной гордости, развлечения класса воинов. Таким примером может служить превращение системы дзюдо в - до. Далее, когда системы передаются от одной культуры к другой, происходит утеря одних частей, тщательная разработка других, иногда с целью скрыть или замаскировать и "растворить" настоящую систему. Причем это случается ненамеренно.
Правда в том, что в Северной Америке (статистически) большинство людей, называющих себя мастерами боевых искусств плохо подготовлены к настоящим схваткам. Иногда причина в техниках, которые изучаются, но чаще в способе тренировки. Существует тенденция к мертвому заучиванию определенных комбинаций в ущерб вариативности и выработки правильной реакции на действия противника. Видимо, где-то в глубине души люди полагают, что изучение движений, которые используют хорошие бойцы для победы в схватках, гарантирует повторение их успеха. Это не так. Знание и навыки не могут передаваться подобно веществу от человека к человеку. Чтобы один человек получил знание и умение от другого, оба они должны повторить процесс, который позволил появиться этим умениям. Нельзя уподобляться ходячей энциклопедии техник без умения выбрать правильный момент для их применения. Такой мастер в критический момент застывает, не зная, какое движение выполнить.
Что же значит "знать" или "уметь"? Этот вопрос исследований когнитивной психологии вот уже на протяжении последних 100 лет. Мы знаем, что набор навыков, необходимых для успеха в реальной ситуации отличается от энциклопедии знаний, которые считаются признаком успеха в боевых искусствах. Необходимы процедурные, а не декларативные знания, подсознательные, а не сознательные. Подготовка спортсменов к соревнованиям или обучение персонала спасательных служб может быть лучшей моделью. Имеет значение не только набор умений. Изучать надо принятие решений и правильные реакции. Симуляция, симуляция и еще раз симуляция. Иногда с избытком насилия и хаоса, с подходящим защитным снаряжением, сценарии составляются на основе изучения событий, аналогичных событиям, с которыми могут столкнуться ученики. Я не верю, что большинство школ боевых искусств хорошо готовят людей к уличному противостоянию. Но практикующие любую систему могут применить соответствующую методику и изучить содержательную часть их искусства так, чтобы хорошо подготовиться к бою. Хочется верить, что это именно так, но может и нет. Частью боевого искусства является не только техники, но и система тренировок. Так что, возможно способ тренировки, который я описал, может разрушить основы некоторых систем.
Далее, боевые искусства в том виде, в каком они пришли к нам из глубины веков или из других стран не включают в себя контекст физического столкновения. Но контекст вещи изменяет саму вещь. Способы уклонения от схватки, словесная перепалка, ответ на нападение из засады подготовка упреждающей атаки, адаптация к окружению и наличию союзников или нескольких противников, моральные и юридические аспекты - все это имеет при самозащите такую же (если не больше) значимость, как и собственно бой.
"Вы не можете изучить меньше".
"Хорошая информация не вытесняет хорошую информацию, она замещает собой только мусор"
"Ваша способность защитить себя зависит не от стиля, а от вас"
Для меня вопрос, какое боевое искусство больше подходит для боя, не имеет смысла. Школа боевых искусств - это просто возможность научиться, это процесс, когда вы осваиваете определенные техники (полезные или не очень). И, когда какой-то тип вцепится одной рукой вам в глаза, а другой рукой семнадцать раз ударит вам в живот, пока вы стараетесь оторвать его руку от лица, то проигрывает не "каратэ" - проигрываете вы: - этот человек надирает вам зад. Бразильское джиу-джитсу, например как стиль, не может победить другое боевое искусство. Но братья Грасье в свое время подмели мат сколькими соперниками, и продолжают это и сейчас.

Категория: Разное о будо | Добавил: Yoda (13.12.2010)
Просмотров: 401
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]